«Братья-мусульмане» — вопрос арабских стран, а не США

01 марта 2017 1987

«Братья-мусульмане» зародились в Египте в 1928 году как ассоциация исламского призыва. Это была не первая и не последняя такая организация, чья основная задача заключалась в работе по сохранению ценностей, ритуалов и религии.

В течение относительно короткого периода времени всё большее число мусульманских общин поняли, что исламское наследие находится под угрозой. Поэтому гражданские общества и ассоциации возникали во второй половине XIX века, начиная от Стамбула, Каира, Дамаска, Туниса и заканчивая Дели и Хайдарабада Некоторые из этих обществ и ассоциаций были сосредоточены на образовании, печати и издательском деле, другие — на деятельности призыва, а некоторые остановились на создании научных лиг, цель которых в том, чтобы сохранить то, что осталось от статуса и роли этих учений в общественной жизни. К началу XX века исторические исламские города стали свидетелями увеличения количества таких обществ и ассоциаций до десятков, а возможно, и сотен.

В первые дни организация «Братья-мусульмане» ничем не отличалась от других обществ в Египте, Сирии или Тунисе. Тем не менее, кое-что сделало её особенной и позволило распространиться по всему Египту, а также за его пределами. Новая организация была более полной в своем видении Ислама и потребностей общества, более динамичной и чувствительной к вопросам Египта, таких как конституционное государство, и по отношению к мусульманскому миру — палестинский вопрос и вопрос об национальной идентичности мусульман-арабов Магриба.

Почувствовав свою растущую роль в египетском обществе, группа исламистов и арабистов вокруг молодого египетского короля Фарука, в том числе шейх Аль-Мараги, Азиз Али Аль-Мисри и Али Махер, стремилась укрепить свои связи с братством с целью сбалансировать влияние либерального националиста — партии «Аль-Вафд».

Как это ни парадоксально, самый высокопоставленный египетский государственный институт в то время призвал «Братьев-мусульман» заниматься политикой. Тем не менее, активность и долговечность Братства не зависели только от того, что происходило в Египте, а держались на двух его основных чертах. Во-первых, политическая история группы не была создана из заранее определенного плана или из обычной идеологической концепции. Взгляды Братства меняются с течением времени в ответ на происходящие события. Во-вторых, ёмкий взгляд на Ислам позволил движению охватить множество видений, которые довольно часто разнообразны и различны. Эти две характеристики позволили группе адаптироваться к разнообразным обстоятельствам, а также выдержать сильное давление. Таким образом движение распространилось в большинстве арабских стран и было в состоянии адаптироваться к требованиям каждого государства.


Множественные течения
Братство включает в себя различные группы мусульман: выпускники самых современных университетов, в том числе западных; писатели, журналисты, и академики; рабочие и крестьяне; предприниматели и богословы. Это самое плюралистическое социально-политическое течение в современной арабской истории.

С прошлого века своего существования видение Братства постоянно прогрессировало. Зародившись как сообщество, сосредоточенное исключительно на религиозных миссионерских проблемах, оно стало политическим исламским течением.

Братство не является партией, сектой или группировкой. Поэтому администрации США не легко запретить его или признать террористической организацией. «Братья-мусульмане» — это популярное течение, историческое явление. США, безусловно, является самым сильным государством в современном мире. Тем не менее, Братство, на протяжении всей своей долгой истории, прошло через более жесткие обстоятельства, чем те, которые могут создать Штаты. И сегодня оно еще более влиятельное и весомое, чем до того, как были проведены кампании по его уничтожению.

Администрация США должна подумать, прежде чем принять это решение, последствия которого могут стать причиной укрепления радикального дискурса в арабском мире и потери надежды на построение сбалансированных и справедливых отношений между мусульманами и Западом.
Одно или два арабские государства увидели в ксенофобии новой администрации США возможность и используют свои рычаги для достижения целей, которые связаны с их борьбой за будущее арабского мира. Это арабская проблема, а не американская. Чем раньше администрация Трампа поймет это, тем лучше будет для отношений между США и исламским миром.

Башир Нафи (Basheer Nafi)