К пятой годовщине «арабской весны»: некоторые размышления и выводы

11 февраля 2016 1524

Пять лет назад арабским миром прокатилась мощная волна революционных потрясений, вершиной которых стала египетская революция 25 января, что снесла за считанные дни казалось бы железобетонный авторитарный режим Х. Мубарака. В эти исторические дни весь мир был прикован к телевизионным экранам, которые транслировали репортажи из самого сердца египетской революции − Площади Тахрир. Площадь бушевала, кипела, в едином порыве взрывалась лозунгом «хлеба, свободы, достоинства и справедливости».

И вот прошло пять лет, очень непростых, точнее сказать сложных и драматических для арабского общества. Как теперь с позиций приобретенного опыта и пережитого осмыслить значение «арабской весны», её выводов и уроков?

Во-первых, по моему мнению, нужно понять, что события пятилетней давности положили начало длительного революционного процесса в масштабах всего арабского мира, который растянулся на годы, а, возможно, и на десятилетия. И на этом сложном пути обязательно будут и взлеты, и падения, и революции, и контрреволюции, взрывы и примирения.

Во-вторых, хотя революции и состоялись совершенно неожиданно, сразу же после самосожжения в знак протеста против полицейского произвола молодого уличного торговца М. Буазизи в тунисском городе Сиди Боузид, однако это был повод, искра, от которой загорелся арабский мир. На самом деле, корни «арабской весны» значительно глубже и заключаются, прежде всего, в социоэкономической плоскости.

В течение нескольких десятилетий арабский мир имел низкие показатели экономического роста в отличие от других регионов Азии и Африки и высокие уровни безработицы в мире, особенно среди молодежи и женщин. В этом контексте хотелось бы напомнить о нескольких докладах под общим названием «Доклады ООН по вопросам арабского человеческого развития», которые вышли в период с 2002 по 2009 гг. В этих документах группа ведущих ученых и аналитиков, в основном из арабских стран, дали глубокий и непредвзятый анализ причин отставания арабского мира на фоне развития всего человечества. Было отмечено, что главными тормозами является господство авторитарных режимов, отсутствие элементарных демократических прав и свобод, низкий уровень образования, угнетение женщин и отсутствие человеческой безопасности. Итак, главным фактором, который привел к революционному взрыву, стал глубокий социоэкономический кризис. Конечно, свою роль сыграли и некоторые политические факторы, такие, как скажем, негативные последствия американской оккупации Ирака в 2003 г. и т. д.

Сегодня главным вопросом, обсуждаемым как в самом арабском мире, так и на уровне международного сообщества, в том числе в научной и аналитической среде, является почему же арабская весна, в том числе египетская революция, потерпела, по крайней мере, временное поражение. Мне уже не раз приходилось обсуждать эту проблему. Но сегодня, в дни пятой годовщины исторических событий декабря 2010−февраля 2011 гг. в арабском мире, нужно выделить, по моему мнению, главные причины того, что революция не победила.

Это неспособность революционных сил сохранить свое единство и сплоченность во время дальнейшего хода событий и этапов революции. Теснейшим образом с предыдущим фактором связано также и то, что политические силы и их лидеры, которые приходили к власти после свержения режима Х. Мубарака, оказались неспособными действовать в соответствии с потребностями каждого этапа революции, пытались услышать только себя, не учитывать позиции оппонентов и реальный расклад политических сил в стране, оказались неспособными сохранить единство основных политических сил страны, не сумели вести настоящий диалог как с народом, так и со своими политическими оппонентами.

Опыт арабских революций, в том числе революции 25 января, еще раз убедительно доказал важность существования жизнеспособного и мощного гражданского общества, его единства и сплоченности. К большому сожалению, основные оппозиционные политические силы египетского восстания сразу же после 11 февраля, то есть после свержения режима Х. Мубарака, своими действиями и политикой внесли раскол в гражданское общество Египта, раскололи нацию и тем самым создали благоприятные обстоятельства для военного переворота.

Итак, когда был свергнут Х. Мубарак, каждая сторона политического процесса − левые, либералы, исламисты − заботились только о своих собственных интересах, что сводило на нет их совместные действия. Как известно, египетские «Братья-мусульмане» и их политическое крыло − Партия свободы и справедливости − в течение нескольких месяцев триумфально победили на выборах в египетский парламент, а затем в июне 2012 г. выдвиженец «Братьев-мусульман» М. Мурси стал первым в истории страны демократически избранным президентом. Однако указанная политическая сила не справилась с теми чрезвычайно сложными проблемами, которые стоят перед страной. Это произошло, потому что египетские «Братья-мусульмане» не предъявили обществу реалистичную и обоснованную программу преодоления кризиса и коренного реформирования страны, зато увлеклись форсированной «исламизацией» государства. Как отметил старший научный сотрудник Вашингтонского института Ближнего Востока Х. Аль-Анани, «большинство исламских движений в Арабском мире придерживаются консервативного и устаревшего мировоззрения, которое уже не может дотянуться до потребностей и ожиданий, обусловивших «арабскую весну»... Консерватизм, или отсутствие революционной идеологии, продолжает быть несовместимым с новой средой, возникшей в результате падения старых режимов. Большинство арабской молодежи, выходящей на улицы, была заряжена, главным образом, революционной и амбициозной пропагандой, которая призвала изменить свою жизнь и судьбу. Более того, исламские движения, как оказывается, отражают интересы традиционалистского и консервативного блока, который пытается зацементировать арабские общества.

Х. Аль-Анани утверждает, что именно неспособность создать продуктивную революционную платформу является в действительности важнейшей причиной свержения «Братства».

Временная победа контрреволюции в Египте, которая сделала свою ставку на так называемое «глубокое государство», то есть на колоссальную по размеру военную машину (она является одновременно и самой мощной экономической силой), нанесла колоссальный ущерб египетскому народу, который не смирился, а продолжает бороться в условиях жестких репрессий. Пятую годовщину революции 25 января Египет встретил с переполненными тюремными казематами, в которые брошены более 41 тыс. политических заключенных. Сотни казненных, десяткам известным политическим деятелям, в том числе и бывшему демократически избранному президенту М. Мурси, вынесен смертный приговор, тысячи погибших и пропавших без вести.

Сегодня главные оппозиционные силы Египта, противостоящие военному режиму, объединены демократическим Национальным альянсом в поддержку законности, ядром которого выступают египетские «Братья-мусульмане». В рамках Альянса выкристаллизируется его демократическое крыло. Важным шагом на пути кристаллизации этого ядра стала инициатива проведения в начале мая 2014 г. в Брюсселе встречи представителей ряда египетских политических партий и объединения демократического направления − известные члены «Братства» и руководители партии Васат, коалиции демократических египтян большой Британии, Партии завтра революции и другие.

На встрече был принят такой развернутый политический документ как «Хартия принципов», направленный на внедрение процессов демократизации как в самом движении «Братья-мусульмане», так и в среде египетского общества. Несомненно, указанная Хартия может заложить как начало объединения тех сил, что, как отмечается в документе, «своими призывами в прошлом помогли осуществить переворот в Египте», так и стать фундаментом для обновленной и объединяющей политической платформы реформаторской части египетских «Братьев-мусульман» на основе принципов социальной справедливости и человеческого достоинства. Будущее Египта и его народа именно с этими силами, олицетворяющими гуманистические принципы и идеи «арабской весны».

Главный урок «арабской весны», как представляется нам в этом плане, заключается не в том, что исламисты несовместимы с демократией, а в том, что демократия в арабском мире невозможна без них. Процесс демократизации исламистов, прежде всего их умеренного крыла, может продолжаться в течение многих лет, демонстрируя различные подходы, темпы и достижения, и безусловно, они внесут свой решающий вклад в кардинальное обновление и переформатирование арабского общества.

 

Вячеслав Швед, заведующий отделом истории стран Азии и Африки ГУ «Институт всемирной истории НАН Украины»