Старая Джидда вчера и сегодня
Исторический центр Джидды примерно совпадает с районом, который до недавнего времени был обнесен городской стеной. Местные жители называют его Эль-Балад — Старый город. Считается, что этот район был основан халифом Усманом ибн Аффаном, когда он принял решение превратить Джидду в главные морские ворота Мекки. Если верить известному путешественнику Ибн ал-Муджавиру, до того главным портом Мекки было местечко Эль-Шуэйба, расположенное немного южнее. Однако, вне всякого сомнения, бухта в Джидде использовалась как морской причал и в прежние времена. Не случайно во время освобождения Мекки мусульманами Сафван ибн Умаййа, пытаясь сбежать в Йемен, направился именно сюда.
Первые поселения человека в окрестностях Джидды относятся к каменному веку, что подтверждается результатами раскопок к востоку от города. Согласно преданиям, именно здесь сошла на землю прародительница всего человечества — Хавва, а её встреча с Адамом произошла в долине Муздалифа около Мекки. Древнее кладбище в Эль-Баладе до сих пор называют «кладбищем нашей матери Хаввы». Однако суровый климат пустыни вынудил людей надолго покинуть эти места, и арабы вернулись в них лишь в середине II века до рождества Христова, после частичного разрушения Марибской плотины. С той поры и до появления ислама окрестности Джидды считались землями племени кудаа.
В исламскую эпоху Джидда на короткий период превратилась в важный морской порт, связывающий Хиджаз с Египтом. Дело в том, что после завоевания Египта было принято решение расширить судоходный канал, соединявший реку Нил с Красным морем. Однако после воцарения Аббасидов народные восстания в Хиджазе вынудили халифа Абу Джафара ал-Мансура засыпать канал, чтобы лишить повстанцев поддержки египтян. В результате Джидда оказалась в стороне от основных торговых путей, и её развитие на время приостановилось.
Значение Красного моря снова возросло после того, как португальцы открыли морской путь из Европы в Индию. Османы лишились значительной части таможенных пошлин, а мамлюки столкнулись с военной угрозой у берегов Аравии. В морских сражениях против португальцев отличился египетский адмирал курдского происхождения Хусайн ал-Курди. В 917/1511 или 919/1513 султан Кансух ал-Гаури поручил ему выступить против португальцев, которые совершали набеги на прибрежные города Индии и Аравии. В качестве вознаграждения он передал ему в управление Джидду, наказав построить вокруг города защитную стену.
Хусайн ал-Курди намеревался завершить строительство стены в кратчайшие сроки и принудил к строительным работам всех жителей города. Он разрушил много домов, которые оказались вблизи городской стены, и сурово наказывал за малейшую провинность. Но менее чем за год вокруг Джидды была построена мощная стена толщиной четыре локтя и протяженностью три тысячи локтей. Одни ворота вели на мекканскую дорогу, а другие открывались на море. Сооружение было укреплено шестью круглыми башнями: четыре из них были высотой пятнадцать локтей, а высота двух башен, расположенных у моря, достигала двенадцати локтей.
В арабском источнике Хусайн ал-Курди описан как жестокий и прожорливый тиран, который заставил работать даже уважаемых торговцев из Джидды. Сообщается, что одного из рабочих он похоронил заживо под камнями за опоздание. Насколько объективны были жалобы местных жителей, судить трудно, но после возвращения из индийского похода адмирал был утоплен в Красном море по требованию шарифа Бараката-эфенди.
После присоединения Хиджаза к османским владениям в 1517 году Джидда стала отправной точкой дальнейших турецких завоеваний в Аравии. Во времена султана Мурада III (1574—1595) был восстановлен морской путь из Мохи в Суэц, и портовые пошлины сделались важным источником доходов Джидды. Но настоящий расцвет торговли пришёлся на вторую половину XVIII века, когда после открытия Суэцкого канала Джидда превратилась в один из важнейших городов на новом морском пути в Индию.
В 1836 г. в Джидду прибыл первый британский консул и поднял над своим представительством британский флаг (это был первый флаг, установленный в городе), а спустя три года здесь открылось первое французское консульство. Европейские дипломаты защищали права и интересы западных компаний, которые, не имея возможности торговать в Мекке, открывали свои представительства в Джидде. По мере того как крепли торговые связи между европейскими компаниями и влиятельными арабскими семьями, влияние британцев в Хиджазе росло, однако сохранившиеся в истории упоминания о стычках между арабами и европейцами позволяют предположить, что в целом местное население не доверяло чужеземцам.
Ярким эпизодом в истории Джидды стал пятилетний период правления Нури-эфенди, который в 1283/1866 году начал исполнять обязанности градоначальника. Он был родом из Албании и был небогат, но ему удалось положить конец вражде между местными племенами и добиться их послушания. Одних он принуждал к порядку силой, других путём убеждения, и люди боялись его и даже пугали им своих детей. Он расширил город и привлёк к работам всех трудоспособных мужчин, а те, кто отказывался работать, должны были нанимать вместо себя рабочих. Нури-эфенди построил новый причал по типу порта в Александрии, перестроил северную часть городской стены, установил навесы на рынках, снес обветшалые здания и построил на их месте новые дома, магазины и кофейни, и всем горожанам было приказано располагать дома на одной линии и украшать деревянные ставни узорами.
Под руководством добросовестного и требовательного чиновника жители Джидды за короткий период превратили свой город в один из самых чистых и процветающих уголков Хиджаза, хотя до того страдали от запаха гнили и мусора, особенно в летнее время. Люди полюбили своего градоначальника и стали уважительно называть его Нури-пашой, и многие государственные деятели Османской империи посещали его дворец, когда отправлялись в Мекку морским путём.
Свой нынешний вид Джидда приобрела в «нефтяную» эпоху и во многом благодаря стараниям мэра Мухаммада Са‘ида Фариси. Широкие проспекты, современные транспортные развязки, восхитительная набережная. В 1976 году в непосредственной близи от Старого города завершилось строительство крупнейшего морского порта в регионе — Исламского порта Джидды. Город начал расти на север, а исторический облик Эль-Балада было решено сохранить, хотя от городской стены, снесённой в 1947 году, к тому времени остались лишь несколько ворот.
В 1991 году при муниципалитете Джидды было создано Общество охраны культурного наследия города, которое занимается реставрацией и восстановлением исторических зданий и заботится о сохранении архитектурных памятников. Саудовские власти препятствовали любым попыткам снести старые постройки и добивались включения исторического центра Джидды и Мекканских ворот в список объектов всемирного наследия, которое состоялось в июне 2014 года на 38-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в Дохе.
Современный Эль-Балад — это гармоничное переплетение истории и современности. Высокие торговые центры с товарами от ведущих мировых брендов здесь соседствуют с традиционными торговыми рядами, где можно купить всевозможные пряности или абаю любого цвета.
Но визитной карточкой Старого города остаются узкие улицы и небольшие домики с деревянными оконными ставнями, которые называются машрабия или равашан. Они обеспечивают приватность, но в то же время частично пропускают свет и не препятствуют вентиляции помещения.
Сегодня многие постройки в Эль-Баладе обветшали настолько, что их вполне можно назвать трущобами, но не нужно быть искушенным знатоком архитектуры, чтобы оценить, с какой любовью местные мастера создавали эти двери, ставни и орнаменты.
Однако старая Джидда постепенно преображается и восстанавливается, возможно, не такими быстрыми темпами, как хотелось бы, но консервативные местные жители уже открыли двери своих домов для реставраторов, и через несколько лет Эль-Балад может стать самой яркой туристической достопримечательностью на Красном море. ИншаАллах!
Эльмир Кулиев