Западная Сахара: тупиковая ситуация в пустыне
Последние инициативы Марокко вряд ли смогут положить конец самому старому конфликту в Африке.
После инспектирования примерно тысячи солдат пехоты и чуть более двух дюжин солдат из отряда верблюжьей кавалерии, президент самопровозглашенной1 Сахарской Арабской Демократической Республики отметил очередную годовщину провозглашения независимости этого квази-государства твердым, но уже многократно повторявшимся, посланием: народ Западной Сахары не примет ничего, кроме референдума, который позволил бы ему самоопределиться и отделиться от Марокко. Предложение автономии, которое раз за разом повторяют марокканцы, было отвергнуто с негодованием. Но такое пренебрежение проявляется во время, когда перспективы обретения независимости страны выглядят также мрачно, как и выжженная земля, которую контролирует и с которой делает заявления ее лидер, Мухаммад Абдельазиз.
Прежде чем вывести свои войска со своей колонии Западной Сахары в 1976 году, Испания сдала территорию Марокко и Мавритании. Фронт ПОЛИСАРИО, сахарское партизанское движение, которое уже воевало против испанцев, подняло оружие против нового врага. Фронт заставил Мавританию отступить, но Марокко вложило средства и направило поселенцев на эту землю, а позднее отрезало ее (контролируемые Марокко территории от территорий, подконтрольных властям САДР) линией укреплений из стены, траншей и минных полей, длиной в 2400 километров. В 1991 году было достигнуто соглашение о прекращении огня и проведении референдума, но Марокко с тех пор отказывается проводить какой-либо референдум, который предусматривал бы возможность независимости, как того требует ПОЛИСАРИО. Бывший госсекретарь США, Джеймс Бейкер, в 2004 году ушел в отставку с должности специального посланца ООН, после семи лет изнурительной работы в стремлении завершить это дело.
К западу от стены, которая нафарширована военным снаряжением и защищена 5 миллионами мин, сахарави теперь в меньшинстве, марокканские поселенцы примерно в два раза превосходят их по численности. Тлеющие протесты против марокканского правления, которые ПОЛИСАРИО называет своей интифадой, энергично подавляются. Отчет ООН гласит, что права человека на этой территории "представляют предмет серьезной озабоченности".
Тем временем, сахарские беженцы, которые бежали от вспыхнувшего в 1976 году конфликта, томятся за границей в Алжире, который является главным союзником ПОЛИСАРИО. По сведениям движения, насчитывается 165 000 беженцев, живущих за счет иностранной помощи; жизнь в лагерях, говорят они, ухудшается. Наводнение 2007 года разрушило многие из временных жилищ, тогда как ООН урезала помощь продуктами - как говорят в ПОЛИСАРИО, под давлением Марокко; как сообщается, некоторые виды продуктов из помощи уже закончились. Впервые за десятилетия, немногие сахарские счастливчики смогли посетить свои семьи, которые проживают на подконтрольной Марокко территории, благодаря программе ООН, но не менее 7000 человек все еще ожидают своей очереди на это.
Марокко заявляет, что предоставит в ближайшее время в ООН план автономии для Западной Сахары. Согласно этим пропозициям, жителям Западной Сахары позволят избрать парламент, в ведении которого находились бы незначительные политические вопросы, также они смогут иметь кабинет министров и собственную судебную систему. Но марокканский флаг развевался бы над территорией, валюта и марки были бы марокканскими, а король Марокко, Мохаммед VI, оставался бы верховным религиозным авторитетом на этой земле.
Однако, Марокко вряд ли получит поддержку Совета Безопасности ООН, с учетом того, что САДР признало более 70 государств, главным образом, латиноамериканских и африканских; в 2004 году к их числу добавилась ЮАР. Даже если бы такие предложение и были одобрены ООН, лидеры ПОЛИСАРИО отвергнут их в любом случае. Они обвиняют Марокко в том, что оно тянет время, наращивая свое присутствие в Западной Сахаре и продолжая эксплуатировать залежи фосфатов (главное богатство этой территории) и рыбные ресурсы страны.
Но не похоже, что ПОЛИСАРИО имеет много шансов на обретение тяжеловесной дипломатической поддержки, которая помогла бы найти выход из тупика. После того, как миссия мистера Бейкера потерпела неудачу, и после случившейся вскоре после этого отставки Джона Болтона (который проявлял живой интерес к этому вопросу) с должности посла США в ООН, Соединенные Штаты стали менее вовлеченными в это дело. Испанский премьер-министр также не предпринял сколько-нибудь значимых усилий для того, чтобы стороны пришли к согласию. Также, Марокко пользуется неизменной поддержкой Франции, постоянного члена Совета Безопасности ООН и до сих пор наиболее влиятельной европейской страны в этом регионе. И покуда французы стремятся защитить свои интересы, в противовес американским, и сохранить свое влияние здесь, они не захотят потерять своего ключевого союзника.
1На данный момент САДР признана более чем 70 государствами, она контролирует часть территории Западной Сахары; главными городами на этой территории являются Тиферити и Бир-Лелу.
Источник: The Economist