Заметки о дискриминации в Йемене

07 апреля 2014 3911

Йеменцы, которые были рождены родителями-иностранцами, сталкиваются с институциональной дискриминацией, поскольку их воспринимают как "нечистокровных".

Однажды жарким утром, мы с йеменским активистом шагали в центре Саны. Пожилой мужчина обернулся, чтобы посмотреть на нас, а потом с любопытством задал вопрос: "Откуда вы?". Мой коллега просто улыбнулся в ответ. "Эфиопия, Сомали?", - продолжал спрашивать пожилой мужчина.

Всякий, кто прогуливался по улицам йеменских городов, неизбежно убеждался в дружественном любопытстве их жителей. Люди часто задают много вопросов, они приветливы и честны. Политическая "корректность" не существует здесь.

Поэтому, заданный мужчиной вопрос можно рассматривать как пример такого любопытства. Все же, для 37-летнего Халеда Шануна, который родился в Сане, и отцом которого был йеменец из провинции Мариб, а матерью - эфиопка, подобные вопросы часто сопровождаются негативными коннотациями и воспоминаниями о многочисленных проявлениях дискриминации.

Несмотря на долгую историю торговых путешествий йеменцев за рубеж, иммиграции и формирования смешанных семей, термин "мувалад" все еще применяется для описания детей, один из родителей которых является представителем другой национальности.

Сам по себе термин определяется арабским словарем как "араб, не являющийся чистокровным арабом". Хотя термин применим по отношению к детям русско-йеменских, вьетнамско-йеменских или египетско-йеменских супружеских пар, чаще всего он используется для обозначения детей, один из родителей которых является африканцем, или для обозначения детей, родители которых имеют примесь африканской крови. Согласно статье активиста Хусейна Муслеха, этот термин используется для унижения, для напоминания человеку, что он/она не "чистокровный" йеменец/йеменка.

Такое отношение усугубляется сегодняшней одержимостью светлотой кожи в арабском мире, что резко контрастирует с тем, как прославленные поэты и музыканты воспевали смуглых женщин.

Сегодня, арабские спутниковые каналы транслируют очень негативную коммерческую рекламу марки косметики "Светлая и симпатичная" ("Fair and Lovely), которая старается втолковать, что чем темнее ваша кожа, тем менее успешной/красивой вы являетесь.

К сожалению, в Йемене такое отношение к цвету кожи недавно перешло из сферы плохой коммерческой рекламы на телевидении в сферу государственных институций, это произошло посредством принятия закона о гражданских правах.

Отношения между Йеменом и Африканским Рогом

Арабо-африканские отношение восходят к древним временам, когда королевство Аксум существовало на территории южной части Аравийского полуострова и Эфиопии (которая тогда называлась Абиссинией). Поскольку обе цивилизации взаимодействовали на протяжении многих лет, смешанные браки между эфиопами и йеменцами привели к смешению крови.

В новое время, Йемен стал убежищем для эфиопских беженцев, а Эфиопия, в свою очередь, приняла йеменских мигрантов, покинувших страну из-за политических гонений или в поисках лучшего экономического будущего. Например, многие йеменцы оставались в Эфиопии с момента итальянского вторжения 1936 года, когда они были привлечены итальянцами для работы в качестве строителей и стали богатыми.

Доктор Хусейн Фули, эфиопский исследователь, специализирующийся на эфиопско-йеменских отношениях, объяснил, что йеменцы и эфиопы смешивались во-первых по причине способности йеменцев к интеграции, а во-вторых по причине того, что эфиопская цивилизация приветствовала иностранцев на своей земле на протяжении всего 20-го столетия.

Чужаки здесь и там

Дети йеменских мигрантов, которые вернулись с Африканского Рога, часто делятся позитивными воспоминаниями о народах, которые хорошо к ним относились. Но несмотря на то, как хорошо ко многим из них относились, некоторые жалуются, что никогда не ощущали себя ни чистыми "африканцами", ни чистыми "йеменцами".

Местные жители в обеих странах часто относились к ним, как гражданам другой страны. Они имеют прочные связи с обеими странами, но не принадлежат полностью ни одной из них. "Когда я нахожусь в Джибути, меня называют йеменцем, а когда я в Йемене - ко мне относятся, как к выходцу из Джибути", - говорит 26-летний артист, с которым я недавно говорила.

Эта недостаточная принадлежность является общим чувством для многих детей смешанного происхождения во всем мире. Покойный романист Мохаммад Абдул-Вали, йеменский дипломат и выдающийся писатель эфиопского происхождения, умерший в 1973 году, попытался отобразить эти чувства в своем романе "Они умирают чужаками"; в котором он написал: "Да, это мы, мы пребываем в поиске нации, гражданства, надежды. Вы не знаете, что это такое, чувствовать себя чужаком".

Социальная и культурная дискриминация

Йеменские граждане, имеющие отношение к Африканскому Рогу, часто сталкиваются с культурной и юридической дискриминацией на повседневном основании в Йемене. Будь то перекличка в школе или препятствия, с которым они сталкиваются желая вступить в брак с "чистокровными" йеменцами, или ежедневная борьба с целью убедить власти в своей "йеменскости".

Если они могут, то в большинстве случаев скрывают тот факт, что один из их родителей является выходцем из региона Африканского Рога, они поступают так из-за "стыда" или насмешек, которые этот факт может обусловить, так поступают и дети, и взрослые. В то же время, дети, один из родителей которых является русским или представителем западного народа, часто гордятся своей "прекрасно светлокожей" семьей.

"Я избегал своей бабушки на протяжении десяти лет, пока был юным, я хотел, чтобы меня не связывали с ней", - вспоминает печально Халед. "Когда я вырос, я посетил ее в Эритрее и быстро почувствовал стыд из-за того, как поступал будучи ребенком. Она чрезвычайно добрая женщина. Я хотел бы, если бы это было возможно, написать письмо всем африканским матерям и извиниться за то, что мы некогда стеснялись их", - добавил он.

Халед трансформировал свое сожаление в положительные действия, создав первую в своем роде неправительственную организацию в Йемене, "Организацию Детей Мигрантов", которая стремится продвигать гражданское равенство освещая дискриминацию в отношении муваладин и требуя равноправия.

Ответственность правительства

Хотя культурная и социальная дискриминация, к сожалению, имеет место в мире, многие муваладин чувствуют, что их жалобы на дискриминацию никто не слышит. В действительности, муваладин обвиняют правительство в институционализации расизма.

Многие жалуются на то, что государство часто пренебрегает ими и вспоминает о них только перед выборами. "Йемен признает нас только тогда, когда ему нужны наши голоса на выборах, а это означает, что мы являемся гражданами Йемена только на протяжении двух дней каждые семь лет", - написал Али Салем в статье, которая была опубликована в газете "Аль-Хаят".

Муваладинам часто не выдают идентификационные карточки или паспорта потому что чиновники утверждают, что у них нет достаточных "доказательств" того, что они "йеменцы" по причине более темного цвета кожи, а иногда и несовершенного владения арабским языком. Они также иногда рассматриваются в качестве "новоприбывших" в страну, хотя они в ней родились и выросли, и все же к ним относятся именно так.

Недавно, этот тип дискриминации был легализован. 3 марта 2014 года был принят закон о гражданском положении, в котором сказано:

"1) строго запрещается выдавать идентификационные карточки муваладинам, рожденным вне Йемена, особенно тем из них, которые родились в странах Африканского Рога, и которые не могут доказать свою йеменскую национальность. 2) Исключением из этого правила являются муваладины рожденные в странах Персидского залива, Европы и Азии, которые могут доказать, что их родители родились в Йемене..."

Если само требование доказательства своей гражданской принадлежности при выдаче идентификационной карточки не вызывает возражений, тот факт, что закон делает различия между людьми из региона Африканского Рога и остальными, иллюстрирует врожденный расизм в правительственных институциях в отношении "черных" людей.

25 января 2014 года, Конференция Национального Диалога в Йемене выработала итоговый 300-страничный документ, заполненный рекомендациями, многие из которых требуют равенства гражданских прав и справедливости. Например, рекомендация номер четыре, сделанная рабочей группой по вопросам государственного строительства, гласит: "Все граждане должны быть равными в правах и обязанностях перед законом, без различий, основанных на половой принадлежности, расе, происхождении, цвете кожи, религии, конфессии, доктрине, взглядах, экономическом или социальном положении".

Но недавний закон, который был принят после окончания Конференции Национального Диалога, вызывает обеспокоенность у многих граждан относительно того, что эти рекомендации останутся только на бумаге.

Атиаф Заид Алвазир