Выборы в Пунтленде усугубляют раскол

21 декабря 2013 3261

В этом полуавтономном регионе Сомали в январе состоятся выборы президента.

С приближением президентских выборов в Пунтленде участвующие в процессе кандидаты обвиняют друг друга в проблемах этого полуавтономного региона Сомали.

Международное сообщество пристально наблюдает за подготовкой к выборам в Пунтленде, которые состоятся 8 января, выражая обеспокоенность, что усиление нестабильности в регионе может подорвать усилия Сомали по восстановлению после десятилетий хаоса и гражданской войны. В регионе скопились сотни тысяч беженцев из южных регионов Сомали, которые бежали от войны.

Абдивели Мохаммед Али, который до прошлого года был премьер-министром Сомали, предостерег "о большом политическом, экономическом коллапсе и коллапсе в сфере безопасности" в регионе, если нынешний президент Абдирахман Мохаммед Фароле будет переизбран.

Али, который также является кандидатом в президенты, обвинил Фароле в коррупции, некомпетентности в управлении финансами и в политической близорукости. Он говорит, что эти пороки привели к фрагментации региона на враждующие между собой феоды, а государственные служащие месяцами не получают зарплату, при этом значительно увеличился и без того высокий уровень безработицы. "Переизбрать Фароле означает толкать Пунтленд к экономическому, политическому коллапсу и коллапсу в сфере безопасности. Это безумие", - сказал Али, который работает в качестве ассоциированного профессора в университете Ниагара, что в Льюистоне, штат Нью-Йорк.

Но президент Фароле заявил, что эти обвинения являются "клеветническими", отметив, что администрация самого Али обвинялась в некомпетентности, когда он был заместителем премьер-министра, а потом и премьер-министром Сомали. В комментариях "Аль-Джазире", Фароле также обвинил Али в потворстве монетарному кризису, который, как заявляет Фароле, ухудшился во время пребывания Али на должности премьер-министра.

Относительная стабильность

Пунтленд, регион в котором проживает около 3,5 миллионов человек, и который занимает примерно третью часть территории Сомали, избежал, в значительной степени, того насилия, которое разоряло юг страны, где более 17 000 миротворцев Африканского Союза сражаются со связанной с "Аль-Каидой" группировкой "аш-Шаббаб", которая намерена свергнуть слабое правительство сомалийского президента Хасана Шейха Мохамуда.

Пунтленд и отколовшийся Сомалиленд, которые оба расположены на севере Сомали, были единственными местами в стране, которые имели функционирующие правительства после того, как полевые командиры свергли центральное правительство Сомали в 1991 году и до того как нынешняя администрация в Могадишо пришла к власти в прошлом году. В отличие от Сомалиленда, однако, Пунтленд рассматривает себя в качестве части федеративного государства Сомали.

Али, 48 лет, происходит из Пунтленда и занимал пост премьер-министра с июня 2011 по октябрь 2012 года. Он часто упоминает тот факт, что он занимал пост премьер-министра именно в тот момент, когда группировка "аш-Шаббаб" была изгнана из Могадишо.

Избирательный процесс

Президентские выборы будут открыты не для всех. Вместо этого, старейшины кланов Пунтленда номинируют 66 представителей, который будут затем избирать президента. Для победы кандидат должен получить не менее 34 голосов; если нет, три кандидата, набравшие наибольшее количество голосов, будут участвовать во втором туре.

Соперничающие кандидаты на пост президента жалуются, что этот процесс имеет недостатки, и что Фароле, как нынешний президент, может легко повлиять на выдвижение 66 выборщиков. Они предполагают, что он уже выделил деньги для подкупа выборщиков.

Правительство Фароле отрицает эти обвинения, обещая свободные и справедливые выборы. Фароле сообщил в письме "Аль-Джазире", отправленном через электронную почту, что "есть много реальных гарантий справедливых выборов" в Пунтленде, отметив, что другим кандидатам позволяется использовать правительственные радио и телевизионные станции, им дана полная свобода передвижений, и они находятся под защитой конституции и закона о выборах.

Со стороны международного сообщества, попросили дать кандидатам равное время на правительственных радио и телевизионных станциях, а также потребовали, чтобы им была гарантирована безопасность во время избирательной кампании - озабоченность по этому вопросу выражал и специальный представитель генерального секретаря ООН, Николас Кей, который в ноябре посетил регион.

"Каждый кандидат должен иметь возможность доступа к СМИ, включая государственные СМИ. Журналисты должны продолжать свободно освещать избирательный процесс, так же, как и сейчас", - сказал Кей, отметив, что ООН пристально следит за избирательным процессом в Пунтленде.

Тревоги оппозиционных кандидатов были подхвачены аналитиками, которые говорят, что шансы на проведение справедливых выборов в Пунтленде очень невелики. "Оппозиция, старейшины кланов и международное сообщество должны настаивать на равных условиях", - говорит Рашид Абди, сомалийский аналитик и бывший исследователь Международной Кризисной Группы. "Если Фароле искренен в своем заявлении, что он хочет оставить доброе наследие своему народу, то это наименьшее из того, что он мог бы сделать".

Абдикани Хусейн Мохамед, заместитель министра гражданской авиации и аэропортов, сказал в интервью "Аль-Джазире", что большая часть направленной против Фароле риторики является "простой пропагандой, распространяемой людьми, которые боятся поражения".

"Президент Фароле многого достиг за время пребывания у власти. Он построил силы безопасности, которые пребывали в полном беспорядке, и запретил гражданам носить оружие публично", - говорит Мохамед. "Правительство также построило офисные блоки для министерств, а этого не было до его прихода к власти". Мохамед добавил, что скоро в регионе будет два новых аэропорта, и по расписанию их работа начнется в январе.

Отколовшийся регион

Али, бывший премьер, также обвинил Фароле в том, что он не смог совладать с некоторыми кланами в регионе, наиболее примечательно, с жителями города Лас Анод и его окрестностей, который теперь находится под контролем соседнего Сомалиленда. Этот клан, Зуль Баханте, уже выкроил свое собственное мини государство, Хаатумо, которое ведет двойственную политику между Сомалилендом и Пунтлендом. Али предостерег, что еще больше районов может отколоться, если их проблемы не будут решаться.

Но Фароле возразил, что Хаатумо появилась "при молчаливой поддержке администрации доктора Али в январе 2012 года, с целью подрыва государственности Пунтленда. Это несчастливый парадокс, что этот самый человек... сейчас стремится стать во главе государства Пунтленд".

Тем временем, Пунтленд сталкивается с непрекращающимися проблемами в сфере безопасности. Хотя регион является относительно спокойным, по сравнению с южной половиной Сомали, положение в сфере безопасности ухудшилось за последние годы, было убито не менее четырех законодателей и десятки старейшин кланов и религиозных деятелей.

Регион также вовлечен в вялотекущую войну с боевиками в горном районе около портового города Боосасо. "Вот что происходит, когда сотрудники сил безопасности ходят по несколько месяцев без зарплаты", - говорит Али. "У них нет стимула проявлять бдительность и поддерживать мир в регионе".

Малхадир Мухаммед