Возможно ли спасение Ирака?

20 ноября 2013 2741

Тот факт, что минувший октябрь стал самым кровопролитным месяцем для Ирака за последние несколько лет, свидетельствует о том, что Ираку еще далеко до функционирующей демократии.

Приняв 4 ноября новый закон о распределении мест в парламенте, иракский парламент положил конец затянувшимся разногласиям между враждующими на этно-религиозной почве фракциями и открыл путь для проведения выборов в следующем году. Однако, данный, на первый взгляд, прорыв может стать всего лишь еще одной полумерой, которая, вместо того, чтобы дать толчок к достижению прогресса в решении проблем, лишь усугубит сотрясание воздуха между противоборствующими сторонами, тщетно пытающимися прийти к консенсусу.

Воцарившаяся в Ираке дестабилизация с момента вторжения США в 2003 году является кризисом не только национального масштаба, который не может быть оценен путем проведения голосования о принятии новых законов о выборах или даже избранием нового парламента. Этот кризис был вызван в высшей степени неудачными попытками отстроить заново государство Ирак и его общество после того, как оно было разрушено длившейся более десяти лет оккупацией, междоусобной борьбой и некомпетентностью власть имущих.

На краю пропасти

Бархам Салех, курдский политик и один из архитекторов переходного периода, в своих на редкость рациональных и довольно смелых рассуждениях об эпохе Ирака после его оккупации Соединенными Штатами, заявил, что Ирак находится в «крайне неприятной ситуации».

«Ирак двигается от одной опасной ситуации в другую, еще более опасную. Из огня да в полымя», - сказал Салех в интервью для лондонской газеты Asharq al-Awssat 9 ноября. Другие иракские политики вряд ли осмелятся опровергнуть его слова.

Сегодня Ирак находится на краю пропасти, и единственное, что его удерживает от падения, это различные геополитические и геостратегические интересы, для которых выгоднее, чтобы Ирак находился в состоянии стагнации, чем, если бы он был разорван на части, что может быть чревато последствиями для всех соседствующих с ним государств и не только. Но возможно ли исправить эту негативную ситуацию, и сможет ли Ирак спастись от катастрофы?

Ирак застрял в переходном периоде. Масштабы и размах преобразований, которые захлестнули Ирак после того, как США свергли автократический режим Саддама Хусейна, являются беспрецедентными. С тех пор Ирак был вынужден бороться с политическими, социальными и экономическими пертурбациями, чтобы стряхнуть с себя последствия эры Саддама и американской оккупации. Однако анализ переходного периода демонстрирует ужасный результат и большую пропасть между поставленными целями и тем, что реально было достигнуто.

Самым ярким проявлением этой проблемы является провал попыток восстановить государство после падения режима Саддама. Это в свою очередь привело к катастрофическому этно-религиозному конфликту и его жестоким последствиям. Наряду с задокументированными данными, которые доказывают промахи Соединенных Штатов в попытках восстановить иракское государство, также имеется достаточно доказательств в пользу того, что пришедшие на смену Саддаму новые руководители тоже не без греха. Главной проблемой последних является их некомпетентность, в том числе и в делах управления страной, коррупция и преследование собственных интересов. Их падкость на обладание властью, религиозная нетерпимость и отсутствие управленческих навыков – главный ответ на вопросы, почему высшие эшелоны власти Ирака не могут стабилизировать ситуацию в стране, и почему переходный период не привел ни к каким успехам.

Некомпетентное руководство

Основные этнические и религиозные группы Ирака – курды, шииты и сунниты (каждая из которых не лишена радикально настроенных вооруженных группировок) – должны делить власть. Ираком не может управлять какая-то одна сторона, как и не может он быть разделен между всеми. Ситуация требовала мудрого, заслуживающего доверия, стратегически мыслящего руководства, которое смогло бы объединить народ и привести переходный период к его «демократическому» завершению. Такие коллективные инициативы по-прежнему отсутствуют, а это в свою очередь приводит к столкновению интересов и даже насилию в борьбе за власть. Одна из самых укоренившихся причин нестабильной ситуации в Ираке это изворотливые попытки представителей политического класса увеличить свою наживу либо не дать сделать это другой стороне, и все это во вред общему благу.

Во многих проблемах, которые сегодня переживает Ирак, повинны его политические лидеры, которые эксплуатируют этно-религиозное разделение в обществе для того, чтобы заполучить больше власти. Их неспособность развить в стране демократический порядок, в котором нет места дискриминации, усугубила внутринародное противостояние и дала толчок к развитию религиозной нетерпимости, этнического шовинизма и авторитаризма. Даже конституция, которая установила условия взаимоотношений для разрешения проблем разделения власти, то и дело нарушается.

Основным нарушением является отсутствие функционирующего Конституционного суда и Верховного федерального совета, который следит за тем, применяются ли утвержденные в конституции законы, и руководствуется ли этими законами само правительство, то есть применяется ли принцип разделения власти. Пожалуй, самым быстрым и непосредственным следствием отсутствия этих двух учреждений в федеральной системе Ирака, является отсутствие основных демократических правил и органов, через которые власть распределяется между общинами. Благодаря такому положению дел, вирус авторитаризма смог проникнуть на все уровни власти.

Более того, парламент не принял закон о политических партиях, который является предварительным условием для утверждения прочной многопартийной демократической системы. Отсутствие такого закона вызывает ряд вопросов. Как имеющиеся политические блоки вообще функционируют? Откуда они получают финансирование? Какие границы отделяют их от государственного аппарата, которыми они управляют?

И это еще вершина айсберга – таких «конституционных оплошностей» настолько много, что тот порядок, по которому сегодня живет иракский народ, является не более чем, пародией на ту конституционную демократию, о которой так много говорилось. Несмотря на то, что парламент, в соответствии со своей юрисдикцией, имеет право контролировать действия правительства, законодатели до настоящего времени так и не смогли «допросить» премьер-министра Нури аль-Малики или кого-нибудь из членов его кабинета по таким важным вопросам, как безопасность, коррупция и отсутствие основных услуг. Законодательные инициативы парламентариев часто получали отпор со стороны правительства или его сторонников через судебную власть.

Пародия на демократию

Размах этих деяний автократического характера превратил демократию в Ираке в фарс. В результате получилось следующее: законодательная и исполнительная ветви власти Ирака, которые призваны работать на консенсусных началах, не функционируют вообще, став жертвами этно-религиозных распрей. Государство Ирак «разделилось» на своего рода вотчины, которые управляются определенными политическими группами. Негодное управление государством, длившееся более 10 лет, и затянувшиеся межрелигиозные конфликты переросли в настоящий кризис.

Естественным результатом такого «процветающего» кризиса стала дестабилизация. Ирак уже захлестнула огромная волна межрелигиозного насилия, ужаснее которой не было с 2008 года, унесшая жизни 6 тысяч человек в этом году. Восстание суннитской части населения против, как утверждают они, попыток их маргинализации со стороны правительства, во главе которого стоят шииты, судя по всему, и не собирается утихать, несмотря на то, что им противостоит около 1 миллиона силовиков, которые особо не церемонятся, работая в зонах именуемых «террористическими инкубаторами». Неудовлетворённость испытывают и курды, что также частенько подливает масла в огонь.

В случае если лидеры иракского общества отбросят в сторону политическую, этническую или религиозную приверженность, приняв решение пойти на встречу друг другу и сформировать справедливое и равноправное партнерство, насилие все равно будет продолжаться, чтобы влиять на принятие решений об их будущем и будущем их страны. К сожалению, на настоящий момент нет никаких признаков того, что эти лидеры предпринимают какие-то разумные шаги, чтобы сформировать всеобъемлющую стратегию по преодолению выше очерченных проблем.

Множество иракских граждан, в основном из числа недовольных шиитов и суннитов, утратили веру в установление демократии в их государстве и выражают намерения бойкотировать выборы в следующем году, опасаясь, что к власти вновь придет безответственная олигархия, которая последние десять лет занимала доминирующие позиции на политической арене Ирака.

9 ноября, во время пятничной проповеди, имамы мечетей в нескольких городах Ирака, где большинство жителей сунниты, предостерегали своих прихожан от повторного избрания тех же политиков, которые их «предали», в то время как шиитские имамы, наоборот, призывали не бойкотировать выборы. Широкомасштабный бойкот может подорвать легитимность политического процесса, а задержка или отмена, как угрожали некоторые, путем подачи апелляции против нового закона, могут привести к еще большему размаху насилия.

Спасет ли Ирак его нефть?

В свете продолжающегося кризиса, споры ведутся о более крупной проблеме выживания Ирака как государства.

Если и есть что-то, что еще держит Ирак на плаву, так это нефть. «Без высоких цен на нефть, государство Ирак уже давно бы развалилось», - сказал Бархам Салех в интервью для Asharq al-Awssat.

Ирак является вторым по счету крупнейшим экспортером нефти в ОПЕК. В этом году государство в среднем экспортирует до 2,4 миллиона баррелей нефти в день. Вдобавок к этому, сотни тысяч баррелей, предположительно, вывозятся контрабандным путем через посредников, сотрудничающих с негосударственными субъектами.

Нефтяные деньги с лихвой пополняют как государственную казну, так и карманы враждующих фракций. Деньги дают возможность партиям откупаться от своих оппонентов, сохраняют благосостояние в стране и поддерживают массивный аппарат внутренней безопасности. Ирак переживает так называемый феномен «конфликтных ресурсов», когда доходы от природных ресурсов, добываемых в зонах конфликтов, удерживают само государство от распада и одновременно используются для поддержания этих же конфликтов. Другими словами Ирак может пережить хаос, пока цены на нефть держаться на высоком уровне, однако, нет никаких гарантий того, что случись их падение, Ирак не падет вместе с ними.

Салах Насрави – известный иракский журналист, работавший в различных международных средствах массовой информации, включая ближневосточные отделы Associated Press и BBC. Писал для ведущих арабских газет и журналов.

Мнение, выраженное в данной статье, является личным мнением ее автора и не обязательно отражает редакционную политику агентства «аль-Джазира».