Внутренние войны в Йемене угрожают сорвать мирный процесс

09 декабря 2013 2898

По мнению экспертов, убийство лидера хуситов обнажает более глубокие процессы, связанные с борьбой за власть, в которой замешаны различные силы по всему государству.

В то время как организаторы Конференции по национальному диалогу в Йемене изо всех сил стараются привести мирные переговоры к их логическому завершению, убийство влиятельного политика значительно омрачило происходящие в стране переходные политические процессы, которые получили положительный отклик и среди международного сообщества.

Абдулкарим Джадбан был популярным, если не сказать, открытым и смелым депутатом парламента, а также одним из основателей зейдитского движения «Верящая молодежь», которое выступает за религиозное возрождение и члены которого широко известны под названием «хуситы». Джадбан был убит в начале ноября в центре йеменской столицы Сана – в тот момент, когда депутат выходил из мечети, неизвестный на мотоцикле открыл по нему огонь.

Убийство политика было объяснено столкновениями на религиозной почве между боевиками хуситов и членами Института «Дар аль-Хадис», суннито-салафитской организации, базирующейся в городе Даммадж в северной провинции Саада, которая в то же время является опорным пунктом для хуситов.

Однако согласно утверждениям йеменских аналитиков, политиков и членов правительства, данное нападение раскрывает более тревожную тенденцию, которая выходит далеко за рамки борьбы между различными религиозными группами. По их словам, Джарбан стал одним из сотен йеменцев, которые были убиты вследствие происходящих в стране сложных и многогранных внутренних войн, угрожающих свести на нет процесс политического перехода.

«В настоящее время ведется два диалога», - подтвердил Али аль-Бохаити, главный представитель партии «Ансар Аллах», которое является политическим крылом хуситов на период Национального диалога.

До настоящего времени подозреваемые в убийстве Джадбана так и не были названы. Однако многие убеждены, что убийство политика связано, если не сказать, является прямым следствием нарастающих трений между хуситами и племенем аль-Ахмар - самое главное племя в Йемене, выходцы из которого являются лидерами главной исламистской партии страны. Эти трения являются следствием соперничества на племенной, политической и религиозной почве, удобрением для которой стали исторические различия и текущие события.

Нарастающее соперничество

Когда Али Абдулла Салех, занимавший пост президента Йемена на протяжении 33 лет, в 2011 году согласился сложить свои полномочия перед лицом нарастающего внутреннего и международного сопротивления, его отставка расценивалась как большая возможность для партии «Ислах» - второй по величине политической партии в парламенте после партии «Всеобщий народный конгресс (ВНК)» Али Абдаллы Салеха. Но Салех со своей партией продемонстрировал к всеобщему удивлению, что для него еще не все потеряно и что он имеет неплохие шансы одержать победу на предстоящих выборах.

Благодаря национальному диалогу, хуситы теперь имеют видное политическое представительство в Сане - впервые с тех пор, как между группировкой и правительственными силами разразились столкновения в 2004 году. Участники национального диалога заявили, что партия «Ансар Аллах» сыграла конструктивную роль в мирных переговорах, что предоставило ей долгожданную национальную легитимность. Хуситы также стали пользоваться растущей поддержкой в северных регионах Йемена.

Примечательно то, что партия «Ислах» в большинстве своем происходит из северного Йемена. Теперь, по утверждениям экспертов, «Ислах» и хуситы рассматривают друг друга как соперников на политической арене. Хуситы также стали приобретать мощное влияние в провинции Амран, которая является центральным регионом племенной конфедерации Хашид, управляемой племенем аль-Ахмар.

«Хуситы оказывали поддержку соплеменникам, которые пытались вырваться из-под контроля конфедерации», - говорит Бохаити, представитель «Ансар Аллах». Он уверен, что лидеры Хашид, обеспокоенные стойкостью хуситов и их растущим политическим влиянием, решили спровоцировать новый виток столкновений на религиозной почве, чтобы получить поддержку среди народа для их анти-хуситской кампании, а также поддержку влиятельных членов партии «Ислах». «Когда этот план не сработал – был убит Джадбан», - сказал Бахаити.

Представитель партии «Ислах», Аднан аль-Одайни, опровергает данное утверждение. «Вы сами понимаете, кто это начал», - сказал он, намекая на членов Института «Дар аль-Хадис». 

«Если бы вы были окружены также как и они, вы бы начали борьбу?» - сказал аль-Одайни, добавив, что лидеры «Дар аль-Хадис» всегда были критически настроены против партии «Ислах», а связи между партией и институтом являются крайне преувеличенными. «Ислах» осудила убийство Джадбана и отвергла свою причастность к этому.

Более масштабные конфликты

Конфликт в провинции Саада является всего лишь частью целой серии конфликтов, завязанных на региональном, политическом и религиозном соперничестве, и охвативших весть Йемен. В ноябре местная англоязычная газета «Йемен Таймз» сообщила со ссылкой на данные Министерства внутренних дел, что за семь месяцев – с апреля по октябрь – было убито 93 чиновника, имеющих отношение к службам безопасности и армии. Десятки других нападений были осуществлены против гражданских лиц. Это настолько обеспокоило правительство, что в Йемене был издан указ, запрещающий в первые две недели декабря передвигаться в столице Сане на мотоциклах, излюбленном средстве передвижения у йеменских киллеров.

По словам пресс-секретаря правительства, в большей части убийств подозреваются боевики «Аль-Каиды». Однако немногие в Йемене верят, что за убийствами стоит одна только «Аль-Каида на Арабском полуострове» (AQAP), - местный филиал группировки.

«Эти убийства не случайны, - говорит йеменский политолог Абдулгани аль-Ирьяни, - они являются частью плана. Здесь замешана не одна партия. «Аль-Каида» тоже причастна к убийствам, но и партии, базирующиеся в Сане, не в меньшей степени имеют к этому отношение».

Аль-Ирьяни также отметил, что поскольку в этих убийствах замешаны разные группировки, каждая из которых руководствуется собственными мотивами - начиная от стремления подорвать переходный процесс в стране, заканчивая желанием подрезать крылья соперникам – не так просто определить, кто в действительности стоит за тем или иным заказным убийством.

«Вполне возможно, что нападение на Джадбана было организовано какой-нибудь третьей стороной с тем, чтобы еще больше разжечь конфликт в Сааде, либо спровоцировать реакцию хуситов в Сане», - добавил политолог.

«Я много раз видел, как случаи с заказными убийствами происходили в других странах, переживавших переходных период. Эти убийства происходят как раз в тот момент, когда государство уже готово преодолеть этот период. А все потому, что на его территории действуют силы, которые не хотят перемен, - сказал аль-Одайни, по-видимому, намекая на Салеха и его партию ВНК. - Не буду показывать пальцем, но многие офицеры, которых устранили, выступали против старого режима».

Большая часть убийств руководителей силовых структур произошли в южных регионах Йемена. По данным газеты «Йемен Таймз» из 93 убийств 65 были осуществлены на территории будучи когда-то независимого Южного Йемена, где в настоящее время существенным присутствием пользуется AQAP и сепаратистское движение, известное под названием «Аль-Хирак».

«Они убивают военных офицеров из-за страха, что южная армия вернется», - заявил в ходе Конференции по национальному диалогу представитель движения «Аль-Хирак» Таммам Башрахиль, ссылаясь на слухи, что некоторые военные чиновники на юге с лояльностью относятся к сепаратистским настроениям. По словам Башрахиля на юге страны жертвами киллеров становятся чиновники, лояльные Абд Раббо Мансуру Хади, бывшему вице-президенту Йемена, заменившему Салеха в 2012 году. «Эти нападения создают на юге вакуум в сфере безопасности», - добавил он.

По словам аль-Ирьяни, насилие в северных и южных регионах страны, которое сопровождается столкновениями и заказными убийствами, вызвано переговорным процессом. «Каждая сторона использует свое положение на переговорах, - утверждает он. Соперничество достигло наивысшей точки кипения, и в некоторых случаях выливается в насилие, потому что мы уже достигли того этапа, на котором обсуждения ведутся о разделении власти».

Национальный диалог

Конференция по национальному диалогу была организована с целью обсудить разногласия между бывшим режимом Йемена, который пал в 2011 году, и протестующими, включая такие маргинализированные группы как хуситы, которые также принимали участие в восстании в 2011 году. Диалог направлен на то, чтобы ненасильственным путем достичь соглашения, которое определит будущее государства. Однако переговоры зашли в тупик.

Несмотря на то, что участники национального диалога в большинстве своем согласны с идеей о том, что Йемен должен быть федеративным государством, они никак не могут прийти к согласию относительно количества провинций, которые будут формировать будущую федерацию. Представители движения «Аль-Хирак» призывают к созданию государства, состоящего из двух провинций на основе прежних границ между севером и югом, в то время как большинство остальных участников диалога выступают за то, чтобы Йемен был разделен на 5 провинций. В конце ноября один из главных представителей движения «Аль-Хирак» Мохаммед Али Ахмед вместе с несколькими южными делегатами объявил о выходе из переговоров, тем самым остановив переговорный процесс.

Тем временем, новообразовавшаяся коалиция из более мелких партий настойчиво требует определить по окончании переговоров двухлетних период, в течение которого правительство сможет воплотить в жизнь положения принятого соглашения с тем, чтобы не дать партиям ВНК или «Ислах» восстановить свое влияние. В свою очередь, члены ВНК, наоборот, потребовали как можно скорее провести выборы.

Один из высокопоставленных дипломатов, принимающих участие в конференции по диалогу, заявил, что текущая ситуация является частью плана Салеха, направленного на то, чтобы создать атмосферу хаоса и подорвать работу коалиционного правительства.

Тем временем, аль-Ирьяни выражает обеспокоенность по поводу того, что конфликт на севере может привести к масштабному столкновению религиозных групп, что будет чревато негативными последствиями для всей страны.

«Изначально конфликтная ситуация имела место между хуситами и племенем аль-Ахмар за контроль над территорией, - говорит аль-Ирьяни. - Затем конкурентная борьба завязалась между хуситами и салафитами по всему миру. Это плохие новости для хуситов и плохие новости для Йемена».