Важный пропагандистский шаг Мохаммеда бин Салмана

17 октября 2019 176

В последний день сентября наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман дал развёрнутое интервью корреспондентке всемирно известного информационного канала CBS news Норе О’Доннел, в котором он затронул несколько важных тем, касающихся актуальных проблем интеграции в Персидском заливе, взаимоотношений с Ираном, войны в Йемене и другие. 

Чем была обусловлена такая инициатива наследного принца, какие важнейшие  события обусловили появление этого интервью?

Первый фактор, это, конечно же, годовщина страшной смерти известного саудовского журналиста Джамала Хашогги. 

Трагедия произошла 2 октября 2018 года на территории саудовского консульства в Стамбуле. 

Инцидент негативно отразился на имидже наследного принца, поскольку многие авторитетные источники указывали на его прямую причастность к происшествию. 

Это привело к серьезным проблемам относительно американо-саудовских отношений в американском Конгрессе. Да и в самой Саудовской Аравии некоторые ветви королевской семьи стремятся воспользоваться этим фактом в своих попытках отодвинуть Мохаммеда бин Салмана от власти. 

Буквально накануне первой годовщины убийства Хашогги президент Турции Реджеп Таип Эрдоган снова обрушился с угрозами в адрес руководства Саудовской Аравии продолжить расследование дела Хашогги и найти истину. Это объясняется тем, что для Эрдогана саудовский кронпринц является главным соперником в борьбе за лидерство в Ближневосточном регионе.

Второй фактор связан с тем, что происходит ныне вокруг ситуации с Ираном и связанными непосредственно с ними целым рядом вопросов, начиная от продолжающейся войны в Йемене, роли и влияния тех радикальных группировок в Йемене, Ливане, Ираке, Секторе Газа, которые являются прямыми клиентами Тегерана; непоследовательностью американской политики в отношении к нынешнему иранскому режиму; эффективностью действий самого Мохаммеда бин Салмана как организатора и руководителя, отвечающего за безопасность страны. 

И третий фактор относится к тому, насколько успешно реализовывается амбициозный план реформ Видение 2030, инициатором которого является наследный принц.

В отношении убийства Дж.Хашогги наследный принц заявил, что он «берёт полную ответственность» за убийство журналиста, поскольку в этот инцидент были вовлечены люди, работающие на правительство, но категорически отрицал то, что он непосредственно приказал совершить это убийство. 

По словам принца, в органах государственной власти Саудовской Аравии работают около трёх миллионов человек и он может полностью контролировать каждого из этих трёх миллионов служащих. 

Что касается того, может ли это убийство повлиять на американо-саудовские отношения, Мохаммед бин Салман отметил, что они – «очень сильны и впечатляющие». Он заверил, что десятилетняя история  отношений, связанных со многими экономическими, политическими интересами и вопросами безопасности, является гарантией того, что этот инцидент не повлияет на будущее американо-саудовских отношений.

Комментируя ситуацию с атакой на нефтеперерабатывающие комплексы Saudi Aramco 14 сентября, наследный принц подчеркнул, что она была направлена не только в сердце нефтяной индустрии Саудовской Аравии, а нанесла удар и Америке, и Китаю, и всему миру, поскольку катастрофически отразилась на глобальных поставках и уменьшила на пять с половиной процентов показатели мировых потребностей в источниках энергии. 

По убеждению наследного принца, эта атака стала следствием того, что Иран «не обнаружил сильной реакции международного сообщества» и готовится к новым, более масштабным ударам. Поэтому «международное сообщество должно занимать твёрдую позицию и решительно положить конец» этим действиям Ирана и не подвергать риску глобальные энергетические ресурсы и глобальную экономику.

В отношении обвинений в неэффективности обороны Саудовской Аравии, допустившей такие удары, наследный принц обратил внимание, что по своим размерам Королевство можно сравнить с континентом, причём большим, чем Западная Европа, и ему со всех сторон угрожает опасность – Хезболла, хуситы, «Исламское государство», Аль-Каеда. 

За последние четыре года оборона Саудовской Аравии сбила более 200 ракет и даже  Соединённые Штаты признали высокую эффективность противовоздушной обороны Саудовской Аравии.

Мохаммед бин Салман отметил, что, по его мнению, «политическое и мирное решение» иранского вопроса гораздо лучше, чем военное. Он считает, что Саудовская Аравия готова к прямым переговорам без всяких условий. 

Отвечая на вопрос, смогут ли президент США Д.Трамп и президент Ирана Х.Роухани сесть за стол переговоров, наследный принц отметил, что это станет возможным в случае изменения их убеждений. 

Говоря о тех последствиях, которые бы несла война между Саудовской Аравией и Ираном для региона, Мохаммед бин Салман отметил, что регион дает около 30 процентов мировых поставок нефти, около 20 процентов глобальных торговых коридоров и около 4 процентов мирового ВВП. 

В случае остановки этих трёх составляющих, наступит коллапс всей мировой экономики, а не только Саудовской Аравии или Ближнего Востока.

Что касается перспектив политического решения йеменской проблемы, Мохаммед бин Салман считает, что такая вероятность существует, при  условии прекращения Ираном поддержки хуситов. 

Сегодня, по мнению наследного принца, Саудовская Аравия готова ко всем инициативам в направлении политического решения в Йемене. 

Он также подчеркнул, что занимает оптимистическую позицию, поскольку лидер, по его мнению, не может быть пессимистом. 

Наследный принц разъяснил, какие стратегические цели имел в виду Иран, атакуя Aramco. 

По его мнению, это «безрассудство, глупость», а не стратегия. 

Иранский режим заботится  лишь об «идеологии контроля над миром и контроле над мусульманами, а также распространении экстремизма и терроризма, и их главный лозунг это – «смерть Америки» и смерть для многих в регионе и в мире». 

Они, как разъясняет наследный принц, в результате мирного соглашения по ядерной программе 2015 года  получили около 150 млрд. дол. «Я хочу найти хотя бы одного человека, который назвал бы улицу, построенную в Иране, или индустриальный, или производственный комплекс, – утверждает Мохаммед бин Салман. – Они направили деньги хуситам, Хезболле и другим экстремистским милитаризированным группировкам, которые устраивают агрессивные акты уже после соглашения, и мы видим возрастание напряженности в регионе и усиление агрессивных действий Ирана, что увеличивает опасность».

Говоря о нынешних реформах в стране, Мохаммед бин Салман указал на большие амбиции Саудовской Аравии, поставившей перед собой цели войти в круг самых передовых стран мира.

В качестве примера последовательного воплощения в жизнь Видения 2030 наследный принц указал на успехи страны в развитии туризма. 

В 2020 году Саудовская Аравия широко распахнет двери международному туризму.

Согласно ожиданиям и прогнозам, развитие туристического сектора приведет к дополнительному росту экономики на 10 процентов в течение следующих лет, создаст дополнительные миллионы рабочих мест и привлечет в страну инвестиции. 

Саудовская Аравия продемонстрирует всему миру свою самобытную цивилизацию, историю и культуру. 

Наследный принц также пообещал лично разобраться с поступившей информацией о якобы применении пыток в тюрьмах и взять этот вопрос под личный контроль.

Таким образом, чрезвычайно сложные внутренние и внешние обстоятельства вынудили наследного принца Саудовской Аравии предпринять целый комплекс мер пропагандистского характера, в том числе и рассмотренное нами интервью CBS, направленных как на сохранение своего имиджа, так и на разъяснение особенностей нынешнего политического курса Дома Саудов.

Вячеслав Швед