В Южном Судане идет борьба за власть
Попытка переворота обнажает хронические политические и экономические проблемы страны.
Когда Южный Судан отделился от севера и стал независимым государством в 2011 году, бывший заместитель министра культуры метко описал свою страну как раненное создание, которое неспособно ходить.
"Наша страна, каковой она является сегодня, похожа на четвероногое животное все ноги которого сломаны", - сказал Джок Мадут Джок в интервью "Аль-Джазире", которое было показано в эфире.
"Первая нога для каждого правительства - это дисциплинированная армия. Мы же сталкиваемся с проблемами в функционировании наших вооруженных сил. Это сломанная нога. Гражданское общество в данный момент является у нас очень слабым. Третья нога - это функционирование государственного аппарата. Он же не может обеспечить безопасность... Четвертая нога - это политическое единство. У нас было политическое единство незадолго до референдума (который привел к независимости). С момента референдума, нам трудно сплотить наши ряды. Поэтому, сейчас животное опирается на четыре нефункционирующие конечности. Если мы не наложим лубки на эти конечности, то будущее станет очень, очень трудным".
Это мрачное утверждение было усугублено событиями прошлой недели, когда президент Салва Киир заявил о предотвращении попытки переворота, организованной недовольной группой в армии при поддержке бывшего вице-президента Риека Мачара. Мачар был уволен в июле, когда президент отправил в отставку весь кабинет министров.
Во вторник (на прошлой неделе, - ред.) бои развернулись в столице, Джубе. Были убиты десятки людей, согласно сообщениям сотрудника министерства здравоохранения Макура Кориона. Тысячи людей проводят ночи в кампусах ООН в Джубе, они убежали из своих домов после того, как начались бои.
Многие наблюдатели предсказывали, что Киир столкнется с трудностями после увольнения Мачара. Оба деятеля являются бывшими повстанцами и руководителями высшего звена в Освободительном Движении Суданского Народа (SPLM), которое привело Южный Судан к независимости после гражданской войны с Суданом, которая длилась 22 года. Ранее в этом месяце, Мачар изобличил "диктаторское" поведение Киира, что обнажило сильный раскол в SPLM.
Согласно заявлению, сделанному президентом, злоумышленники перешли к действиям в воскресенье (15 декабря), после собрания SPLMв Джубе. Неизвестный человек начал стрелять в воздух и сбежал, - гласит заявление. За этим инцидентом последовало нападение на армейские казармы около университета в Джубе, а в понедельник разгорелись бои.
Фрагментация SPLM
Киир говорит, что правительство "полностью контролирует ситуацию с безопасностью", но в действительности власти ввели строгий комендантский час, а это означает, что замышлявшие переворот навели реальную панику. Что примечательно, президент, который обычно носит фирменный костюм и черную ковбойскую шляпу, обратился к народу будучи одетым в военную форму, что подчеркивает серьезность проблемы, с которой ему приходится иметь дело.
"Ваше правительство, возглавляемое SPLM, сформулировало идеалы демократии в партии и в правительстве, и я никогда не отклонюсь от них ни за что. SPLMвсецело привержен принципу мирной и демократической передачи власти, и никогда не позволит политической силе утвердиться в результате насилия", - сказал Киир.
Но политические оппоненты президента хотели бы настоять на другом. Конституция Южного Судана, принятая правящей партией SPLM, дает президенту широкие полномочия, включая право увольнять избранных губернаторов в 10 штатах страны. Президент также имеет право выбирать своих собственных членов парламента.
Устранение расколов в SPLM представляется не легким делом. Динка, самая большая и могущественная этническая группа страны, к которой принадлежит Киир, была обвинена нуэр, народом Мачара, в монополизации всего, - от политики до армии. В прошлом феврале, президент отправил в отставку своим приказом более 100 генералов под предлогом реорганизации армии, но этот ход многим не понравился.
"Кииру противостоит группа, возглавляемая бывшим вице-президентом, который полагает, что президент отклонился от линии партии", - говорит журналист из Южного Судана, который из-за страха репрессий пожелал, чтобы его имя не было названо.
Новый кризис накладывается на множество проблем Южного Судана, самого молодого государства в мире, которое мало что сделало для их решения.
Повсеместная коррупция
Коррупция - это повсеместное явление, она достигла министерского уровня. В августе этого года, расследование обнаружило 11 000 фальшивых имен в списках на выдачу зарплаты полицейским, относительно еще 16 000 были высказаны подозрения, что они также могут являться фальшивыми, что уменьшает вдвое реальное количество этой силы. Обвинения в коррупции подняли вопросы о том, может ли администрация Киира обеспечить отчетность в том, что касается общественных расходов.
Несмотря на сильные надежды, что отделение представляет собой шанс на установление прочного мира, Южный Судан продолжает страдать от насилия.
Страна наводнена стрелковым оружием, много оружия пребывает в руках гражданских лиц, а силы безопасности обвиняются в плохой дисциплинированности.
В октябре повстанцы убили не менее 41 человека и ранили десятки во время вооруженного нападения в отдаленной части проблемного штата Джунгли. Повстанцы являются лояльными к лидеру боевиков Давиду Яу Яу, бывшему полковнику армии Южного Судана.
Яу Яу впервые поднял бунт против Джубы после того, как не смог победить на последних выборах в парламент, он обвинил правящую партию в подтасовке результатов голосования.
Южный Судан также имеет проблемы в отношениях с Суданом, который обвиняется в поддержке Яу Яу. Все же, страна нуждается в нефтепроводах Судана для транспортировки сырой нефти, единственной статьи экспорта, которая приносит большие деньги в казну. Две страны также препирались относительно повстанческой деятельности в штатах Голубой Нил и Южный Кордофан, Судан обвиняет южного соседа в поддержке тамошних повстанцев.
Вопрос района Абьей
Но реальное яблоко раздора - это район Абьей, который богат нефтью и простирается между Южным Суданом и Суданом, при этом обе страны притязают на него. Референдум, который должен решить спор о принадлежности района, постоянно откладывается из-за разногласий.
В октябре динка-нгок, которые имеют тесные связи с Южным Суданом, проголосовали на неофициальном референдуме, но в нем не принимали участие арабы племени миссерийя, которые близки к Судану и используют район Абьей для выпаса своих стад скота. Обе страны не признали референдум, и вопрос района Абьей остается нерешенным.
Для многих жителей Южного Судана, которые голосовали за независимость, главный вопрос заключается в том, как их страна, которая занимает очень низкое место в Индексе Человеческого Развития ООН, может двигаться вперед. И многие согласились бы с бывшим министром Джоком Мадутом Джоком, что пока вялые конечности страны не будут укреплены, будущее будет выглядеть мрачным.
Мусаази Намити