Угаснет ли когда-либо насилие в Ираке?

10 апреля 2014 3550

Премьер-министр Ирака говорит о безопасности, но не способен повести страну к стабильности.

Поступили сообщения, подтверждающие, что неизвестные вооруженные люди похитили около Багдада и потом казнили шестерых человек, это произошло 6 апреля. Еще 11 человек было убито в других местах. В ходе рутинных расследований убийств, полицейские обнаружили трупы, все со следами выстрелов в голову.

Никто не взял на себя ответственности за эти убийства, как и за большинство других, сотрясающих Ирак на протяжении ряда лет. Сложно установить какие-либо мотивы, стоящие за этими убийствами, которые, к сожалению, стали частью жизни иракского общества. Что еще хуже, если размах таких казней спадал между 2003 и 2007 годами, то новая волна насилия, которая может иметь конфессиональные коннотации, начала набирать силу на протяжении последних месяцев.

Согласно миссии ООН в Ираке, 733 человека было убито в январе, тогда как в феврале эта цифра составила 703 человека. Эти цифры отображают рост атак боевиков, которые журналисты назвали "всплеском насилия, начавшимся десять месяцев тому назад", когда правительство объявило о систематических репрессиях, коснувшихся, главным образом, суннитской общины, по той предположительной причине, что большинство экстремистов являются выходцами из нее. Также, следует сказать, что иракские сунниты, составляющие меньшинство, яростно протестовали против того, что многими воспринимается как дискриминационная политика, нельзя не говорить об этом. Проще говоря, применение Багдадом прямых и жестких антитеррористических мер, которые, в действительности, приводили к угнетению суннитской общины, стало более неприемлемым. 

В действительности, многих злят новости, о том, что правительственные чиновники продолжают продвигать свою конфессиональную политику, прикрываясь разными словами.

Многие выразили серьезную обеспокоенность призывами шиитских лидеров к учреждению вооруженных "народных комитетов" - которые, несомненно, были бы прикреплены к регулярным силам безопасности - и тем, что эти призывы получили официальную поддержку, даже несмотря на то, что подобные усилия привели бы к увеличению раскола между различными религиозными группами.

Несомненно, критики премьер-министра Нури аль-Малики указывают на его явную поддержку баасистскому режиму в Дамаске, а также на его открытое союзничество с Тегераном, они приводят эти факты в качестве достаточного довода для мрачных прогнозов относительно будущего Ирака, которые скатывается ко все более хаотическому состоянию.

Обозреватели указывают на то, что паттерн насилия, к сожалению, напоминает самые мрачные годы в истории страны времен правления президента Саддама Хусейна, чей диктаторский режим возвел насилие в ранг искусства, с которым большинство иракцев не хотели бы снова столкнуться. Что вызывает сожаления, такое желание может и не осуществиться, поскольку Багдад применяет даже более жесткие меры по поддержанию "закона и порядка", угрожающие социальной гармонии.

Республика страха

Когда конец возглавляемой суннитами автократии проложил путь к власти шиитам, иракцы надеялись избавиться от наследия насилия не только для того, чтобы залечить старые раны, но и для того, чтобы это помогло столь необходимым усилиям по переустройству их разобщенной страны. И тогда оптимистов было мало, а сейчас их еще меньше. Покуда страна готовится к новым парламентским выборам, последняя волна насилия доказывает, что иракцы снова будут бороться с теми же политическими демонами, которые преследуют их на протяжении десятилетий.

Одним из наилучших писателей, которые уловили природу этого насилия, был Канан Макийя, чье произведение "Республика страха", написанное в 1989 году, было опубликовано под псевдонимом Самир аль-Халил. В нем показано, как Саддам трансформировал страну в тоталитарное государство. В этой и в нескольких других книгах, Макийя критиковал арабских интеллектуалов, которые погрязли в антизападной риторике, тогда как большинство из них вовлечено в масштабное, а подчас и коллективное, молчание относительно преступлений режима. В этих обвинениях была доля правды, принимая во внимание тот факт, что большинство диктаторских режимов или кооптировали голоса интеллектуалов или же изгоняли независимых мыслителей.

Режим Саддама прибегал к беспрецендентным пыткам и казням, тягаться с которыми могут только таковые баасистского правительства в Сирии, и, в меньшей степени, военных в Египте. К их чести, правители стран Персидского залива вели себя лучше по трем основным причинам: легитимности режимов, малочисленности и благосостояния населения и недостаточности интеллектуальных традиций, которые начали набирать импульс  на протяжении последних двух десятилетий. Только Ливан представлял собой одинокий маяк надежды в обширном Арабском мире, несмотря на долгую гражданскую войну, которая разъела большинство его свобод.

Левантийские интеллектуалы, такие как Макийя, обретали убежище в западных странах и, во время санкционированной ООН и возглавляемой США войны в Ираке, отстаивали "необходимость полного расформирования служб безопасности режима, при котором только регулярные силы полиции следовало оставить действующими".

Едва ли кто-то предполагал коллапс системы. Все же, их желание уничтожения злого режима и, предположительно наличествующие у них, стремления спасти попираемую нацию от того, что многими воспринималось как период оголтелого терроризма, громко озвучивались, хотя лишь немногие ожидали болезней демократизации. Еще меньше людей отваживалось провести связь между тем, чем занимался режим Саддама, и тем, что преследовалось его преемниками. К сожалению, Макийя и другие не смогли увидеть, даже в общих чертах, то, что стало постоянным в иракском обществе: полную деградацию человечности, ставшую феноменом поколения. К его чести, в своем недавнем интервью Макийя признал, что режим аль-Малики становился "все ближе к Саддаму", что звучит довольно красноречиво.

Выставление трупов

В отличие от Макийи, новая книга Хасана Блассима, "Выставление трупов и другие истории Ирака", рассматривает, как милитаризм и насилие - являющие по его мнению болезнями - трансформируют членов общества и подвигают их совершать зло. Блассим, который бежал из Ирака и со временем осел в Финляндии, категоричен. Будь то зверства иракских джихадистов или злодеяния шиитских эскадронов смерти, репрессии Саддама Хусейна или деяния секретных полицаев аль-Малики, - все эти явления несут в себе порок насилия. Конечный результат одинаков: полная и абсолютная деструкция социальной сплоченности и гражданской жизни, сказывающаяся на протяжении десятилетий, и которая в конечном счете ведет к коллапсу человеческой личности под гнетом треволнений.

Как описывает Блассим в "Выставлении трупов", а это оставляющая сильное впечатление книга, получившая ряд литературных наград, после нескольких десятилетий войн - как региональных, так и внутренних - иракцы остолбенели от насилия. Вот почему действия правительства аль-Малики выглядят такими случайными и импульсивными, хотя они должны бы стать тревожными звонками. Арабская версия книги была запрещена в Ираке и в Иордании, сильно подправлена цензурой в Ливане, несмотря на тот факт, что она свидетельствует о том, что жестокие диктатуры разделяют похожие взгляды. И поэтому также, скорее всего, предстоящие парламентские выборы будут проведены в разгар очередной эскалации насилия. Бедный Ирак.

Джозеф Кечичьян