Турне Майка Помпео на Ближний Восток в контексте формирования новой ближневосточной стратегии США

17 января 2019 193

Много уже было сказано по поводу такого формально внезапного решения американского президента Д. Трампа о выводе американского контингента из Сирии, о том, какое смятение посеяла эта весть среди американских союзников и партнеров не только на Ближнем Востоке, но и во всем мире, какие кадровые изменения произошли в команде самого американского президента. Вместе  с тем, решение главы Белого дома стало четким проявлением того, что в Вашингтоне идет интенсивная переоценка многих американских приоритетов в Ближневосточном регионе, интенсивно формируются контуры новой ближневосточной политики США.

В этом контексте весьма показательным стало длительное и достаточно сложное турне Госсекретаря США М. Помпео, посетившего 9 арабских стран, в ходе которого он встретился и провел переговоры с их лидером. Задачи, поставленные перед американским госсекретарем сводились, во-первых, к разъяснению смысла, целей и причин принятого решения по Сирии, во-вторых, к отработке совместных усилий по формированию новых военно-политических альянсов, таких, как Ближневосточный стратегический альянс (MESA), укреплению единства и сплоченности целой группы ближневосточных стран в единую антиукраинскую коалицию, и, наконец, к разъяснению некоторых контуров новой ближневосточной стратегии Белого дома.

Центральное место в поездке М. Помпео заняло пребывание в Каире и выступление с речью «Сила добра: Америка активизируется на Ближнем Востоке» 10 января 2019 г. в Американском университете. Место выступления Госсекретаря США с программной речью было далеко не случайным и весьма символичным. Около 10-ти лет назад бывший в то время президент США Б. Обама произнес в Каире свою знаменитую речь, в которой обещал начать «новую эру» во взаимоотношениях Америки с мусульманским миром. Учитывая резкое неприятие Д. Трампом всего политического наследия экс-президента, М. Помпео не преминул упрекнуть Б. Обаму и его команду в проведении «ошибочной» политики в Ближневосточном регионе и заявил: «Хорошая новость в том, что эпоха, когда Америка стыдилась сама себя, закончилась, как и политика, приводившая к множеству ненужных ситуаций. Теперь начинается настоящая «новая глава».

В докладе М. Помпео можно выделить несколько ключевых положений, которые он хотел донести до американских союзников в арабском мире.

Во-первых, уверить партнеров и союзников в том, что американцы не бросают Сирию на произвол судьбы и не собираются уходить из региона. М. Помпео заявил: «Это не смена миссии. Мы по-прежнему нацелены покончить с угрозой ИГ и продолжить борьбу с радикальным исламизмом во всех его проявлениях».

Во-вторых, раскрыть некоторые существенные особенности нынешнего подхода США к их участию в ближневосточных делах. Говоря о первых двух годах президентства Д. Трампа, М. Помпео подчеркнул, что «Соединенные Штаты под руководством президента Д. Трампа возвратили свою традиционную роль как  сила добра в регионе. Мы избавились от наших ошибок. Мы вновь нашли свой голос. Мы перестроили наши отношения. Мы отвергли фальшивые попытки переговоров со стороны наших врагов».

Главное, что меняется в ближневосточной политике США, – отказ от непосильного даже для Америки бремени «ближневосточного полицейского», который как ни старается, все равно не может всем угодить и только несет колоссальные издержки. Впервые об этом Д. Трамп заговорил еще в октябре 2018 г. в интервью изданию «Hill», когда объявил, что крупнейшей ошибкой в истории США стало «вхождение» Дж. Буша-младшего в Ирак весной 2003 г. Предельно откровенно и открыто он предложил эту мысль в своей записи в твиттере 20 декабря 2018 г., когда написал: «Хотят ли США стать ближневосточным полицейским, не получающим ничего и лишь тратя драгоценные жизни и триллионы долларов для защиты других, которые в большинстве случаев не ценят того, что мы делаем? …. Время для других повоевать, в конце концов».

Вывод американских войск из Сирии также во многом был связан со стремлением американского президента избежать прямого и непосредственного втягивания Америки в очередную военную авантюру за тысячи километров вдали от дома. Эта же мысль четко прозвучала и в речи М. Помпео в Американском университете. Заверив, что США будут продолжать борьбу с радикальным исламистским терроризмом  и останутся надежным партнером в этой сфере, госсекретарь добавил: «Мы призываем все миролюбивые державы Ближнего Востока взять на себя новые обязанности в борьбе с исламистским экстремизмом».

Далее, М. Помпео заявил, что, так как борьба продолжается, США будут помогать своим партнерам в их стремлении защитить границы, нейтрализовать террористов, защитить путешественников, помогать беженцам. «Но «помощь» является ключевой фразой».

В-третьих, в речи М. Помпео было акцентировано внимание на том, что нынешний иранский режим является главным препятствием на пути к процветанию и стабильности Ближневосточного региона. М. Помпео подчеркнул: «Страны Ближнего Востока никогда не будут жить в безопасности, не достигнут экономической стабильности и не помогут своим гражданам осуществить мечты, если иранский революционный режим будет продолжать свой нынешний курс». По его словам, администрация Д. Трампа противодействует разрушительным и дестабилизирующим действиям Ирана и его союзников по всему миру и введенные ею санкции в отношении иранского режима являются одними из самых жестких в истории. М. Помпео поблагодарил союзников США в регионе и по всему миру за усилия по сдерживанию «злонамеренной» деятельности иранского режима, а также призвал «сделать следующий шаг и помочь в деле формирования MESA».

Собственно, во время своего турне М. Помпео посетил Иорданию, Ирак, Египет, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Саудовскую Аравию, Оман и Кувейт – то есть, за исключением Ирака, все другие страны должны войти в Ближневосточный стратегический альянс.

12 декабря, находясь с визитом в Объединенных Арабских Эмиратах, М. Помпео дал интервью известному новостному каналу «Аль-Арабия», в котором он подчеркнул, что Америка хочет, чтобы Арабская коалиция была способна достойно встретить любые вызовы в регионе. Также добавил, что США не оставят Ближний Восток и, что окончательный разгром ИГИЛ остается для них главным приоритетом. Он также отметил, что уход США из Сирии не противоречит ее стратегии в отношении Ирана и не означает отказа от намерения продолжать борьбу с терроризмом. Также было сообщено, что США планируют провести глобальный саммит, посвященный Ближнему Востоку, особенно Ирану, в Польше 13-14 февраля. Мероприятие будет сфокусировано на вопросах ближневосточной стабильности, мира, свободы и безопасности. Там же, в Абу-Даби М. Помпео дал интервью телеканалу Fox News, в котором он, как и в интервью «Аль-Арабии», подчеркнул, что саммит в Варшаве будет представлять собой гораздо более широкий формат, чем Ближневосточный стратегический альянс (MESA). На этот саммит прибудут представители стран Азии, Африки, Западного мира, Южной Америки. Речь будет идти о создании более широкой коалиции, направленной на достижение стабильности на Ближнем Востоке. «Мы будем говорить о противостоянии террору, и в этом контексте в фокусе будет Иран», - заявил М. Помпео.

В заявлении Госдепартамента США, по прибытию М. Помпео в Бахрейн, первую из стран-членов Совета сотрудничества арабских государств Залива, было отмечено, что ССАГЗ является «существенным фактором в противодействии величайшей опасности для региональной стабильности иранского режима». М. Помпео также отметил, что члены Совета сотрудничества арабских государств Залива, играют ключевую роль в разрешении гуманитарного кризиса в Йемене вызванного действиями хутистских повстанцев, поддерживаемых Ираном. Также, в Абу-Даби М. Помпео провел телефонные переговоры с турецким коллегой М. Чавушоглу относительно продолжающейся работы по достижению компромисса по «курдскому вопросу». США надеются найти предложение, которое позволит туркам защитить свою страну от террористов и оставить в покое сирийских курдов. «Мы разговаривали, многие детали еще нуждаются в проработке, но я оптимистически настроен и считаю, что нам удастся достичь хороших результатов», - отметил Госсекретарь США после разговора с М. Чавушоглу.

Важной составной частью турне М. Помпео стало его пребывание в Катаре, где он принял участие во Втором объединенном американо-катарском диалоге и подписал три важных меморандума о взаимоотношении и расширении сотрудничества в разных сферах жизни. Его переговоры с высшим руководством Катара убедительно свидетельствуют о  том, что американская администрация активно работает над продолжением существующих разногласий между Катаром и так называемым «антитеррористическим квартетом» с тем, чтобы восстановить единство Совета сотрудничества арабских государств Залива.

В совместном заявлении по итогам второго американо-катарского стратегического диалога говорится о том, что «Катар и Соединенные Штаты подтверждают свою продолжающуюся поддержку в достижении сильного и объединенного Совета сотрудничества, который фокусируется на обеспечении мирного и процветающего будущего для всех народов региона и противодействии региональным угрозам».

Таким образом, турне, которое осуществил Госсекретарь США М. Помпео, его переговоры с руководством 9-ти арабских стран продемонстрировали – в Вашингтоне идет серьезная работа над обновлением своей ближневосточной стратегии в сторону реализма и прагматизма.

Вячеслав Швед