Сомали: африканские решения для африканских проблем?

13 мая 2014 3235

Вмешательство соседних государств не принесло в Сомали обещанный мир.

Расхожая фраза "африканские решения для африканских проблем" является сегодня одним из наиболее мощных лозунгов.

Акроним "ASAP" ("как можно скорее") обозначает своевременный и эффективный результат, но большинство, если не все, операций, осуществляющихся под этим романтическим девизом, как оказалось, не были задуманы на местах, не финансировались местными ресурсами и не руководились местными силами.

С момента вхождения этой фразы в африканский лексикон в 2007 году, доказано, что она не стала существенной ценностью для континента или для его населения. В противоположность тому, как изначально задумывалось, фраза оказалась заложницей в руках местных политиканов и иностранных элементов, стремящихся продвинуть интересы с нулевой суммой. Она также стала идеологическим импульсом, содействовавшим становлению многонациональных африканских (вооруженных) сил, таких как AMISOM.

Как это ясно в Сомали, такой тип военно-политической системы - особенно когда соседние государства прямо вовлечены - обычно сдерживает или "решает" проблему посредством создания нескольких новых, увековечивающих зависимость, эксплуатацию и настоящую подчиненность.

"Когда какое-то государство просит могущественного соседа прийти и помочь защититься с использованием его солдат... то эти солдаты могут быть хорошими сами по себе, но они всегда опасны для тех, кто привлек их, ибо если они проиграют, то и пригласившая их сторона потерпит поражение, а если они одержат победу, то пригласившая их сторона попадет в зависимость от них", - предостерегал Николло Макиавелли несколько столетий тому назад.

В Сомали, так поступали не только нынешние лидеры, но и те, которые были за последние десять лет, они не прислушались к вышеупомянутому предостережению, они послушно соревновались и старались превзойти друг друга в том, чтобы доказать свое лояльное расположение. Это ясно, что ни один сомалиец не может делать политическую карьеру в своей собственной стране не получив предварительно благословение Эфиопии. Уже, Эфиопия ввела когорты своих верных ставленников в нынешнее правительство и (вместе с Кенией) тщательно подбирает почти всех новых региональных губернаторов, мэров и т.д.

Побочный продукт порочного братоубийства

Недавно, читая о бедности, я наткнулся на теорию (противоречивую) антрополога Оскара Льюиса под названием "культура бедности", в которой он доказывает, что если бедность может быть систематической и генеративной, она способствует становлению уникальной самоподдерживающейся системы ценностей, укореняющейся в способ жизни бедного человека.

Люди, на которых сказался этот пагубный феномен, обычно, имеют "сильное чувство маргинальности, беспомощности, зависимости, не принадлежности. Они словно чужестранцы в своей собственной стране... и они обладают очень малым историческим чувством".

Я не могу помочь, но я размышляю о том, как мы поражаем сами себя, о том как самовоспроизводятся наши трудности.

Как при Стокгольмском синдроме, большое число сомалийских лидеров стали эмоционально и политически связанными с той самой силой, которая попирала их и питала вражду между ними (тайную и явную) с семидесятых годов прошлого столетия.

Пользуясь этим психологическим преимуществом, Эфиопия сумела получить эксклюзивные права на открытие посольства внутри "Вилла Сомалия" (правительственного компаунда), на открытие независимых "консульств" в Сомалиленде и Пунтленде, и в каждом из этих балканизированных политических образований действуют независимо эфиопские командно-разведывательные центры. Дабы внести еще большую путаницу, Эфиопия подписала независимые "военные соглашения" с каждым из этих политических образований.

Все же, нынешнее руководство - как и прежнее - выглядит довольным таким положением дел. Это, не стоит и говорить, мотивировало Кению последовать точно такой же эффективной стратегии - изоляции центра от периферии и соблазнять периферийные образования такими соглашениями, от которых они не могут отказаться.

Разоблачение подвохов

Спустя всего несколько недель после начала возглавляемой Эфиопией военной операции (AMISOM), UNSGRпредостерегло о насилии в отношении представителей ООН с целью вынудить их покинуть Сомали.

"Я глубоко осознаю, что если мы делаем сделаем ошибку в нашем присутствии в целях безопасности и в нашей позиции, и подвергнемся значительной атаке, в частности по линии ООН, то это с очень большой вероятностью будет означать для нас отступление из Сомали", - сказал специальный представитель ООН Николас Кей.

Для того, чтобы подчеркнуть свое послание, он добавил следующее: "Есть сценарии, согласно которым если мы понесем в дальнейшем значительные потери, то это возымеет стратегический эффект на нашу миссию".

Было ли это безрассудным посланием, неявно предназначенным для осмелевшей группировки "Аш-Шаббаб": "Давайте, делайте дело, заставьте нас вернуться в Найроби"? Или же это было скрытое предостережение, призванное упредить сборную команду Эфиопия/Кения от слишком творческого подхода к операциям, проводимым с целью перетасовки фактов на местах?

Покуда вы размышляете, примите во внимание следующее: ООН намеренно обошла AMISOM, когда заказала угандийский контингент из более чем 400 спецназовцев для охраны своей инфраструктуры и сотрудников (в Сомали). Этот конкретный контингент официально не является частью AMISOMи не получает от нее никаких приказов. Почему?

Потому что противоречивое участие Эфиопии и Кении в AMISOMизменило ее динамику и превратило миссию из миротворческой в политическое орудие.

Посланник Кей слишком опытен для того, чтобы делать поспешные заявления, связанные с вопросами безопасности. Он был хорошо осведомлен о том, что он говорил и где он говорил. Он подтвердил эту осведомленность во время своей презентации. В контексте звучало его разочарование руководимой Эфиопией миссией AMISOM, и то, что он и UNSOMзаканчивают глотать пыль (то есть, намерены решительно действовать). Я доказывал ранее, что интересы Эфиопии/Кении и США/Великобритании пребывают в состоянии непосредственного столкновения.

Музыкальные стулья и вращающиеся двери

Хотя следующие выборы/избрания грядут более чем через два года, обычные подозрения большинства политических конформистов, лишенных каких-либо идей относительно преобразования или стратегий, уже истерически выдвигаются и опровергаются - это рутинное дело. Они с чувством долга стремятся продемонстрировать свою способность сохранять статус-кво.

Одурманенные риторикой, гласящей, что наши "хорошие соседи приносят себя в жертву ради нас", эти политики исполнены решимости поставить будущее нашей нации в зависимость от вопроса: "Кто будет следующим президентом и следующим премьер-министром?", а не от вопроса "Какое новое видение и стратегия будут принесены этими индивидами дабы помочь восстановить или исцелить нашу разбитую нацию?"

На этом фоне, 5-го мая, более 100 депутатов парламента подписали не имеющую обязательной силы резолюцию, требующую отставки президента Хасана Шейха Мохамуда, в противном случае, резолюция грозит ему импичментом.

Не будет ошибкой сказать, что Сомали зажато со всех сторон соседями, которые безошибочно преследуют свои корыстные цели. Это их так называемое африканское решение (даже в большей степени, чем экстремистская группировка "Аш-Шаббаб") обуславливает пожар в регионе Африканского Рога.

На этом фоне, наши внутренне перемещенные политики продолжают питать свои пустые мечтания. Конечно, так оно и бывает там, где нет ни видения, ни стратегии, ни политической воли, ни преемственности в достижении поставленных целей.

Абукар Арман

(Посол Абукар Арман является бывшим специальным посланником Сомали в Соединенных Штатах Америки и аналитиком, специализирующимся в сфере иностранной политики).