Североафриканские правительства пытаются обуздать потоки оружия и наркотиков

03 сентября 2013 2213

Колоритные сети трафиков распространились по Северной Африке с момента Арабского пробуждения, произошедшего два года назад. Контрабанда яиц из Туниса является сейчас настолько крупным бизнесом, что некоторые тунисцы опасаются, что яйца станут дефицитом в самом Тунисе. Бойкая торговля европейскими машинами, завозимыми через ливийские порты, позволяет многим людям избегать уплаты импортной пошлины. Пятая часть египетского топлива, на которое выделяются субсидии правительством, сейчас продается контрабандистами.

Правительства региона становятся все более раздосадованными по причине того, что торговля наркотиками все набирает обороты. В Алжире конфисковали 50 тонн марихуаны в первой половине этого года и 73 тонны в прошлом году - почти в два раза больше, чем в 2008 году. Частично, это объясняется принятием специальных мер властями, но сети распространения наркотиков разрослись по всей стране и торговцы усовершенствовали свои методы, благодаря более тесному сотрудничеству с международными преступниками.

В Египте компетентные органы конфисковали миллионы таблеток виагры, которые нелегально продавались, с 2011 года. В Ливии нет надежной статистики, но согласно Вольфраму Лашеру, эксперту по Северной Африке из Германского Института Международных Дел и Вопросов Международной Безопасности в Берлине, в стране есть трафики наркотиков, в частности гашиша и трамадола, сильного болеутоляющего, - обороты значительно возросли за последние два года. В Тунисе стало значительно больше наркоторговцев, посиживающих у школьных ворот. Согласно данным Египетского Национального Совета по Борьбе с Зависимостью от Наркотиков, употребление легких наркотиков среди жителей Каира старше 15 лет возросло от 6% до 30% с 2011 года.

Торговля оружием - это еще одна усугубляющаяся проблема. Ливия истекает оружием, сочащимся со складов бывшего ее лидера Муаммара Каддафи, после того, как он был свергнут около двух лет тому назад. Отчет ООН отмечает, что некоторая часть этого оружия достигла Мали, через Алжир и Тунис, а поток в Египет интенсифицировался с начала 2012 года, некоторая часть оружия оказалась в Газе, Палестинском анклаве, в котором правит движение Хамас.

Политические неурядицы в Египте, Ливии и Тунисе способствовали размаху этой нелегальной деятельности, поскольку более слабое соблюдение законов увеличивает подобный риск. Конфликты в Мали, Сирии и Палестине породили спрос на ливийское оружие. Северная Африка столкнулась с возросшей активностью наркобаронов из Южной Америки, перебрасывающих кокаин в Европу, с тех пор, как потребление кокаина в Соединенных Штатах Америки начало падать в 1990-е годы.

Наиболее зловещие трафики и сети стали связанными с терроризмом. Джихадисты в Северной Африке являются крупными потребителями оружия. Они также гарантируют безопасное поступление наличных денег к контрабандистам. Преступники в Алжире теперь настолько сильно зависят от такой рокировки, что отбытие многих их телохранителей из числа джихадистов для участия в конфликте в Мали сделало их раздражительными. Алжирские власти говорят, что, в результате, вовлеченные в трафик торговцы нападают на силы безопасности с необычной агрессией.

В январе, Аль-Каида в Странах Исламского Магриба напала на газовый завод в Алжире, использовав оружие и взрывчатку, награбленные в Ливии. Наркотики и контрабанда сигарет, вероятно, финансируют герилью; предводитель нападавших, Мохтар Бельмохтар, по кличке "Наркоджихадист", связан с обеими торговыми потоками. Министр Внутренних Дел Туниса сказал, что оружие, использовавшееся для убийства одного из лидеров оппозиции, Мохаммеда Брахми, в июле, также контрабандным путем было доставлено из Ливии. Группировка салафитов, замешанная в этом убийстве, имеет в своих рядах одного торговца оружием и одного наркоторговца.

Правительства пытаются реагировать. В июле алжирская армия заявила о новом наступлении на торговлю наркотиками. В ходе операции, очевидно, будут задействованы трансграничные отряды, численностью в 25 000 бойцов. В начале 2013, Алжир, Ливия и Тунис подписали соглашение о сотрудничестве в пресечении трафиков, которое предусматривает учреждение объединенных контрольно-пропускных пунктов и более тесное сотрудничество пограничников.

Но коррупция и плохая работа полиции сильно вредят прогрессу. Согласно мистеру Лашеру, чиновники и бизнесмены играют большую роль в этой торговле, чем террористы. Неспособность Ливии разобраться с организованной преступностью - это большая загвоздка, - добавляет он. Все это оставляет сим странам слабую надежду на то, что удастся быстро прижать контрабандистов.

Источник: The Economist