Саудовская Аравия: в чем суть оскорбления?
Суета - это нечто противоположное спокойствию. Тщедушный стиль саудовской дипломатии и совершенный на его фоне резкий поворот на 180 градусов, который был совершен королевством 18 октября, все это представляется ненормальным с любой точки зрения. Если утром саудовские дипломаты в Нью-Йорке превозносили то, что их страна получила временное место в Совете Безопасности ООН сроком на два года, а посол Саудовской Аравии в ООН Абдаллах аль-Муаллими сказал, что это "определяющий момент" в истории королевства и повод для радости, то потом ситуация изменилась.
Спустя несколько часов пришли вести из Эр-Рияда, где по идее должно было происходить празднование. Самым беспрецедентным образом в истории ООН, - страной-основательницей которой была и Саудовская Аравия, - эта страна отказалась от места в Совете Безопасности. Объяснение со стороны Министерства Иностранных Дел было напыщенным и раздражительным. Совет Безопасности не смог установить мир на Ближнем Востоке, - говорилось в заявлении, - ни в случае Палестины, ни в случае непрекращающейся гражданской войны в Сирии.
Поэтому, мол, королевство Саудовская Аравия приносит свои извинения и в виду исторической ответственности перед своим народом, перед всем арабским и мусульманским миром, а также перед всеми людьми, которые стремятся к миру и стабильности, отказывается занимать свое место в Совете Безопасности до тех пор, пока там не будут проведены реформы, позволяющие этому органу работать более практично и эффективно, во имя выполнения своих обязанностей по поддержанию мира и безопасности во всем мире.
Очень сложно понять каким образом Саудовская Аравия ожидает выполнения своей реформистской программы избегая контактов с институтом, который она призывает реформировать. Также, тяжело понять логику решения, которое перечеркивает многомесячные усилия по лоббированию и тщательной подготовке решения о принятии Саудовской Аравии в члены Совета Безопасности ООН. По крайней мере, дюжина саудовских дипломатов низшего звена на протяжении многих лет практиковалась в Нью-Йорке в ожидании того, что им поручат выполнять более ответственные функции.
Непрозрачность принятия решений главными членами королевской семьи в Саудовской Аравии добавляет дополнительной запутанности в предсказуемый поток догадок и спекуляций относительно этого события. Не имея возможности с полной уверенностью проанализировать его причины, все же можно выдвинуть несколько более-менее заслуживающих внимания догадок:
89-ти летний король Абдуллах известен своими приступами резкости и нетерпимости. В королевстве месяцами, а может быть и годами, вызревало разочарование относительно ненадежности положения страны в качестве главного союзника США в регионе, хотя таковое положение сохранялось почти семь десятилетий. Два недавних мелких вопроса что называется сломали хребет верблюду. Администрация США начала недавно политику сближения с Ираном. Страна, которую Саудовская Аравия считает враждебной шиитской силой и историческим соперником, грозит подорвать прилагающиеся на протяжении десятилетий с большим терпением усилия Саудовской Аравии по поддержанию антииранского фронта. А также, Америка отказывается покарать режим Асада, который применил химическое оружие против гражданского населения. Возможно, это означает полный провал для повстанцев, которых так сильно поддерживает Саудовская Аравия. Это лишит повстанцев возможности нанести решающий удар по режиму Асада.
Нерешительность американцев ободрила радикалов из Аль-Каиды, которые грозят подмять под себя всю вооруженную оппозицию, на которую королевство сильно потратилось.
Тем не менее, решение отказаться от места в Совете Безопасности ООН может отображать не просто очередную вспышку гнева короля. Саудовская Аравия всегда предпочитала дипломатию закрытых дверей открытому диалогу. Место в Совете Безопасности ООН могло бы подвергнуть открытому и представленному на всеобщее обозрение риску политического разрыва отношения между королевством и его ближайшим союзником, США. А это могло бы привести не только к появлению трещины в традиции, но и стать стратегической ошибкой, которую было бы трудно исправить. Также, саудовцам пришлось бы иметь в виду вероятность более тщательного мониторинга за их страной.
21 октября Совет ООН по Правам Человека раскритиковал Саудовскую Аравию. Две ведущие правозащитные организации, HRW и Международная Амнистия, представили отчеты, в которых показано, что в Саудовской Аравии ущемляются права женщин и религиозных меньшинств, преследуются диссиденты.
Другое объяснение заключается в том, что королевство не собирается уходить в тень, а наоборот, намерено проводить более агрессивную региональную политику. Если это так, то Саудовская Аравия не складывает руки в отчаянии, а действует в ожидании будущего конфликта в Совете Безопасности из-за Сирии и Ирана. В последние месяцы, известные аналитики обобщают высказывания саудовских принцев, которые были сделаны в частных разговорах, и делают вывод о растущем нетерпении Саудовской Аравии, которая намеревается проводить более резкую внешнюю политику.
Другие предлагают очень разные объяснения отказа королевства, главной причиной которого они называют противостояние внутренних сил. Например, это действие могло стать попыткой выведения из равновесия вежливого но очень больного принца Сауда аль-Файсала, который пребывал на посту министра иностранных дел с 1975 года. Возможно, это стало последним толчком к замене его на этой должности заместителем, принцем Абдул-Азизом ибн Абдуллахом, который, к тому же, оказался сыном короля.
И последнее предположение заключается в том, что такой ход Саудовской Аравии может быть началом стратегии гамбита, цель которой - обеспечить место в Совете Безопасности ООН для ОИК, - организации из 57 стран, в которой очень сильно доминирование Саудовской Аравии, и которая претендует на представительство всего мусульманского мира. Несмотря на ясную аргументированность того, что 1,5-миллиардный мусульманский мир имеет очень слабое представительство в международных организациях, сложно отчетливо представить, как это работало бы на практике.