Саудовская Аравия: тест для нового монарха

06 апреля 2015 2651

Король Салман легко ввязывается в войну, но ему будет трудно окончить ее.

Недавно взошедший на трон король Саудовской Аравии Салман преодолел в прошлом месяце настоящую дипломатическую обструкцию, когда собирал коалицию из десяти суннитских государств для бомбардировок наступающих шиитских мятежников в Йемене, известных под названием хуситов. Даже Катар и Объединенные Арабские Эмираты, соперники в региональной политике, отставили в сторону свои разногласия ради противодействия тому, что воспринимается ими как усиление позиций Ирана. Египет прислал самолеты и корабли. Такие дальние страны, как Марокко и Пакистан, также пообещали помочь.

Саудовская Аравия обычно робеет, когда нужно громко говорить или принимать участие в военных операциях. Ее нетипичная напористость может быть признаком влияния сына нового короля и министра обороны, Мухаммада, которому чуть за 30. Суннитские государства несомненно хотят покончить с дальнейшим усилением Ирана, который заимел сильное влияние в Ираке, Сирии и Ливане. Но Саудовская Аравия, которая рассматривает Аравийский полуостров, как свой задний двор, особенно обеспокоена происходящим в Йемене.

Хоть команда короля Салмана может быть политически проворной, реальным тестом станет исход военной операции и то, сможет ли она стабилизировать бедного южного соседа, переживающего бурные времена. Нефтяное богатство Саудовской Аравии и опека над двумя самыми священными местами Ислама, Меккой и Мединой, обеспечивают ей центральное место в суннитском мире. Но королевство также имеет репутацию олуха. Его попытки сместить сирийского президента, Башара Асада, оказанием поддержки повстанческим группировкам зашли в тупик из-за помощи, которую ему предоставляют Иран и ливанская "Хезболла".

Саудовская Аравия долгое время полагалась на США в сфере собственной безопасности. Ее армия имеет много слабых мест. "Армия имеет некоторые отдельные превосходные способности, но это не соответствует огромному военному бюджету страны", - говорит Эмиль Хокайем из Международного Института Стратегических Исследований, аналитического центра со штабом в Великобритании. Во время своей последней вылазки в Йемен, в 2009 году, саудовская армия достигла наилучшего результата в борьбе против хуситов, которые тогда ограничивались своим базовым районом на севере страны. Но перехваченная американская корреспонденция называла саудовские удары "неточными".

30 марта воздушный удар поразил лагерь для перемещенных лиц в северном Йемене, в результате чего погибло не менее 29 человек. Спустя один день, бомба попала в молочный завод около Ходейды, убив 23 человека. Но саудовцы не признали ни одной из своих ошибок.

Саудовская Аравия и ее союзники бомбили аэродромы, арсеналы оружия и ракетные установки, находящиеся в руках остатков йеменской армии, лояльных бывшему президенту Али Абдулле Салеху, который сам является союзником хуситов. Корабли блокируют йеменские порты для предотвращения поставок оружия. Но хуситы все еще наступают. "Воздушные бомбардировки вряд ли сделают что-либо большее, чем нанесение ущерба, подобного уколу булавки", - говорит Кристиан Коатес Ульрихсен из университета Райса, что в Техасе.

Наземное вторжение - это другое дело. Хуситы известны как яростные бойцы. И всякая наземная группировка должна также считаться с возможным противодействием "Аль-Каиды" и других групп джихадистов, которые посеяли в Йемене хаос. Кто еще мог бы предложить наземные силы? Египет, который имеет большую армию, все еще вспоминает Йемен как свой "Вьетнам", ведь он вел там войну в 1960-х. Пакистан не желает быть втянутым в войну, когда ему нужно воевать с собственными боевиками, в том числе с Талибаном; он также опасается обострения отношений между суннитами и шиитами на собственной территории.

В конечном счете, Йемен будет умиротворен политическим соглашением. Король Салман, кажется, склонен к восстановлению власти Абд Раббо Мансура аль-Хади, президента, которого поддерживает мировое сообщество, он настаивает на исключении хуситов. Говорят, что саудовские имамы получили приказ называть хуситов "врагами Ислама". Однако, проблема заключается в том, что зайдиты составляют 40% населения Йемена, поэтому хуситов будет трудно исключить (из политической жизни страны). Хади, более того, дискредитировал себя в глазах многих йеменцев и бежал из страны. Как Америка обнаружила в последние годы, окончить войну намного сложнее, чем начать ее. Враги Саудовской Аравии не пожалеют ее, видя как она увязает в войне: иранские комментарии в социальных сетях уже называют Йемен "Афганистаном саудовцев".