Саудовская Аравия: хворающий король и контуры смены поколений
Саудовская Аравия переживает непростые времена. Она вовлечена в борьбу за гегемонию на мировом рынке нефти, выступая против недавно учрежденных американских компаний, добывающих сланцевую нефть. Страна побаивается, что США заключат договор с Ираном относительно его ядерной программы и сблизятся с этим шиитским государством, являющимся соперником Саудовской Аравии в борьбе за лидерство в регионе. Саудовская Аравия попыталась и не смогла устранить от власти сирийского президента Башара Асада, а сама эта попытка привела к усилению союзника Асада, Ирана, и к появлению нового высоковирулентного штамма суннитского джихадизма. Страна принимает участие в американской воздушной кампании против джихадистов, но в ней самой усиливаются опасения того, что террористы нанесут ответный удар, как то уже было сделано "Аль-Каидой" в 2003 - 2005 годах. Действительно, 4 января смертник убил саудовского генерала и двух солдат на границе с Ираком, несмотря на усилия саудовцев по укреплению границы с этой страной и расширение буферной зоны. Граница с Йеменом не намного безопасней.
Поэтому и неудивительно, что саудовцы громко обсуждают новости о том, что король Абдуллах, их 90-летний монарх, 31 декабря был госпитализирован в связи с проблемами с дыханием, - как говорят саудовские власти, речь идет о пневмонии. Госпитализация вызвала особое беспокойство, потому что король обычно лечится в своих дворцах, где есть медицинские кабинеты. К 7 января распространился слух, что он уже способен принимать посетителей. Не секрет, однако, что этот монарх уже не сможет долго удерживать власть. Человек, который должен унаследовать власть, это его брат, принц Салман. Но принц также далеко не молодой жеребец; ему 78 лет и, как говорят, он страдает от слабоумия.
Согласно сложной саудовской системе, власть не передается согласно принципу первородства. Скорее, она передается от брата к брату среди 45 сыновей (рожденных многими женщинами) Абдель-Азиза ибн Сауда, который основал государство и династию в 1932 году. В настоящее время все эти сыновья либо умерли, либо являются старыми людьми.
Возможно из-за недостатка Салмана, в марте прошлого года король Абдуллах предпринял дополнительный шаг, назначив второго наследника (как бы, заместителя первого) - своего самого младшего брата Мукрина, тренированного в Великобритании военного пилота, бывшего главу разведки и бывшего губернатора Медины, коему 69 лет. "Наследование всегда осуществлялось согласно указу и следующим престолонаследником, очевидно, является Салман", - говорит Халед аль-Маина, ветеран саудовской журналистики. "Но всякое может случиться после этого".
Сложной задачей будет установление этого правила среди следующего поколения, где сотни принцев жаждут власти. Среди них и Мухаммад бин Найеф, министр внутренних дел и член могущественной линии Судаири. Но король Абдуллах, кажется, пытается выдвинуть в передние ряды своих собственных сыновей, Митеба, который возглавляет национальную гвардию, и Мишааля, который является губернатором Мекки.
Будущий саудовский монарх может обнаружить иностранную политику легкой частью работы. Ибо внутренние проблемы давят и не терпят отлагательства. Либералы выступают против медленного продвижения реформ в стране, где Коран является конституцией и где женщинам все еще запрещается водить автомобили, тогда как рьяный ваххабитский религиозный истеблишмент препятствует инновациям, таким как назначение в 2013 году 30 женщин в совет Шура, - консультативный орган. Шиитское население, проживающее на востоке страны, и составляющее около 15% от общей численности саудовцев, охвачено беспокойством.
И прежде всего, молодое и растущее население страны, имеющей 30 миллионов жителей, нуждается в рабочих местах. Это означает уменьшение субсидий и выплат, а также - лишение экономики ее зависимости от экспорта нефти. Абдуллах рассматривается многими саудовцами как доброжелательный отец-лидер. Его наследникам может так не повезти.