Сахель - место пересечения геополитических интересов

22 сентября 2013 3865

Завоевание территории группами исламистов стало главным фактором французской интервенции. Кровавое нападение на газовое предприятие в Алжире способствовало решению США по применению беспилотных самолетов разведчиков для наблюдения в регионе. Западные государства увеличивают свою военную поддержку для Сахеля и Сахары. Но то что они делают основано на неправильном предположении, неправильных задачах и сомнительных методах. В лучшем случае эта тенденция будет стоить очень много денег и жизней, и достигнет малого. В худшем же это приведет к ужасающему насилию, создавая обстоятельства, результатов которых так боятся западные силы.

Западная военная интервенция для региона уже давно не новость. В таких странах как Берег Слоновой Кости, Буркина-Фасо Чад и Габон. Франция имеет ряд огромных военных баз, с элитным войском, заблаговременным снаряжением и значительными воздушными мощностями. Результат пост колониальных политических связей. Франция часто использовала свои активы с 1960 года  для сохранения или свержения режима, проводя антитеррористические операции и поддерживая политические и экономические интересы. А вот интерес США появился совсем недавно и следует рассматривать в значительной степени в контексте 9/11 войны с терроризмом со всем ее размахом. Военные штабисты в Пентагоне всегда рассматривали Сахару как потенциальное убежище террористов. Похищения людей только усугубило представление о них, которое началось в 2005 году и некоторые следы ведут к Аль-Каиде. В результате Америка потратила 500 миллионов долларов с целью поддержать и тренировать региональные вооруженные силы, также были использованы шпионские летательные аппараты и спец войска для лимитированных операций. Европейский Союз и его члены также кооперируют с местными вооруженными силами и властями со своей специфической фокусировкой над передвижением людей и нелегальной иммиграцией в Европейский Союз, так же как и распространение торговли наркотиками. Эти модели, на месте до недавнего малийского кризиса во многом опередили различные подходы внешних игроков в Сахаре с тех пор. К сожалению ни западные государства ни местные правительства и элиты не смогли в полном объеме учесть недостатки этой политики, в последствии глубоко ошибочной если не опасной в связи с ее подходом к текущему кризису.

После того Исламистские группы путем восстания захватили Азавад и начали продвигать свою версию правосудия на севере Мали, РЕГИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ECOWAS и фракция почти сразу же выступили за военное решение вопроса, названная Интервенцией в Африку с целью захватить потерянные территории. На международном уровне главным оппонентом такого подхода было правительство США. США настаивало на попытке политического урегулирования вопроса прежде любой интервенции.

Политическая фракция в Мали с возмущением встретила присутствие зарубежных войск, так лидер партии капитан Амаду Саного почувствовал угрозу своего политического влияния. Саного настаивал на том что, малийские вооруженные силы смогут отбить территории на севере сами, если будет предоставлена необходимое количество финансовой, материальной и логистической поддержки. Возможность урегулирования Малийского кризиса путем переговоров, никогда серьезно не рассматривалась внутренним или международным обществом, этот процесс был предоставлен президенту соседней Буркина-Фасо Блэзу Компраорэ. Переговоры провалились, ссылаясь на то что Франция, Экономическое сообщество стран Западной Африки и военные лидеры Мали подготавливаются к войне, войска севера отменили перемирие в начале января и атаковали центральные города Мали. Конфликт сроком давности чуть больше полугода. Вероятно что это ход был замыслом для того чтобы взять под контроль военную базу и аэродром которые находились рядом с Севере и тем самым кардинально осложнить любую иностранную интервенцию. Это было последней каплей для Франции чтобы решиться на прямое участие. В полнее подготовившись к этому сценарию Франция использовала все свои региональные активы  для лучшего результата, авиа удары нанесенные Францией завели повстанцев в безвыходное положение, в последствии экспедиционные силы Франции быстро отбили сперва города Конна и Диабал затем оставшиеся огромные северные города. Тем временем исламистские повстанцы избегали любой открытой конфронтации и в основном исчезли из виду Франции. Предприятие по производству газа которое находилось в соседнем Алжире подверглось рейду со стороны исламистов, а казалось что такая цель была невозможной для ослабленных повстанцев, однако нет.

Одна из групп со стороны повстанцев была ассоциирована с Аль-Каидой в исламском Магрибе. Алжир отказался от каких либо переговоров и выдвинул свои войска на передовую, результатом такого решения стало большинство потерь со стороны повстанцев, по крайней мере 37 западных заложников и неизвестное количество потерь Алжирских граждан и солдат. Реакция Франции и Алжира показала насколько они сдают свои позиции в своих долгосрочных методах в регионе. Это такие решения, которые позволяют соответствующему правительству оставаться в зоне относительного политического и военного комфорта (как в материальном, так и в идеологическом планах), но мало что привносят в процесс преодоления кризиса.

Со своей стороны США оповестили о том что они будут направлять беспилотные летательные аппараты без оружия и строго для наблюдения за целью, скорее всего это будет пока еще не определенная местность в Нигере. Также вероятно что американские военные активизируют свои усилия в поддержке и тренировках своих региональных партнеров, включая Мавританию, Нигер и Нигерию. Франция публично объявила о победе и президент Франции пообещал что возвратит войска также быстро как и отправил их туда, и одновременно Франция направила туда спец войска для охраны урановых руд которым управляет ядерный гигант Арева в соседнем Нигере. Скорее всего спец войска Франции будут находиться в состоянии войны с организацией Аль-Каида в странах исламского Магриба и ассоциированных с ней группами. Экономическое сообщество Африканских западных государств в месте с другими Африканскими войсками в ожидании перенять и возглавить созданное организацией объединенных наций миссию по интервенции в Мали от Франции. На данный момент планируется по крайней мере 8000 тысяч человек в составе солдат из Чада и Нигерии ( оба обвиняются в грубом нарушении человеческих прав) с несколькими другими странами как Сенегал и Буркина-Фасо для отправки солдат чтобы охранять более спокойные области. Евросоюз с другими странами будет предоставлять международной миссии финансовую, логистическую и тренинговую поддержку. Среди всего этого также остается ряд нерешенных внутренних проблем Мали, также как вооруженные группировки, с большими ресурсами и различными приоритетами: Малийская армия со своей политической повесткой дня: туарегские повстанцы в надежде на другой шанс и различные этнические и криминальные группировки со своими требованиями.

Не все действия предпринятые западными государствами обязательно ошибочны, но отсутствие понимания основных причин насилия и государственной нестабильности в регионе Сахары делает их опасными.

Чтобы это понять, не надо далеко идти. Премьер министр Объединенного Королевства Дэвид Камерон который заявил в палате общин, что организация Аль-Каида в исламском Магрибе и союзники являются потенциальной угрозой, предположительно для Объединенного Королевства, но, как именно группа которая состоит примерно из 2000 бойцов, которая находится в несколько тысяч километров в дали, которые погружены во внутренние проблемы, может угрожать Британии Камерон не ответил. Красноречивое заявление Камерона которое в конечном счете является неправильным и некорректным. С самого начала своего основания организация Аль-Каида в исламском Магрибе концентрировалась исключительно на внутреннюю политику, нацеливаясь на западные войска, только тогда когда могли с этого поиметь выгоду или если это могло принести вред Алжирскому правительству. На подобие нигерийской организации Боко Харам. Эта организация также является в списке международных террористических организаций созданном Соединенными Штатами Америки.

В первую очередь оно должно рассматриваться в своем специфическом и внутреннем контексте. Западные методы, в заявлениях об ужасных бесконтрольных районах и криминальных сетях, не дают ответа на вопрос о причинах их появления. Большинство местных жителей видят корнем своих проблем коррумпированную и автократическую элиту которая управляет государством. Тем не менее западные государства делают этих автократов своими партнерами, предлагая им укреплять свое правительство и государство. В качестве примеров можно назвать сотрудничество Запада с такими как Блэз Компраорэ, президент Буркина-Фасо и Абдель-Азиз глава Мавритании. Когда вопрос касается Сахары, основное беспокойство Европейского союза так это трафик наркотиков и людей, со значительной поддержкой которую они оказывают (местным властям для борьбы с этими явлениями). Например Мали, которое было вовлечено в эти операции. Никаких особых усилий со стороны Европейского союза не было сделано для того что бы урегулировать иммиграционную и нарко политику. Что в последствии повысило криминальный уровень. Решение стран европейского союза и США провести более активную военную активизацию скорое всего только усугубит ситуацию. Увеличения военной помощи в странном регионе в последствии образует большой оборот оружия и ресурсов. Чем больше иностранных военнослужащих тем больше потенциальных угроз того, что группировки экстремистов станут развивать свою пропаганду на глобальном уровне, как это произошло с группировкой "аш-Шаббаб" в Сомали.Вся эта динамика образует новую волну насилия. Непонятно чего пытаются добиться западные политики идя этой дорогой, не было разработано никаких стратегий для решения данной проблемы, только непонятные цели. Казалось бы в поисках военных решений, абсолютно невоенных проблем. Западные государства просто потеряются в песках Сахары, и кажется они до сих пор этого не поняли.

Источник: ThinkAfricaPress

Перевод с английского:Мовсар Темербулатов