Растущая изоляция военного режима в Египте

15 октября 2013 2861

Одной из главных особенностей  нынешнего этапа развития политического процесса в Арабском мире является всеобщее наступление на исламский демократический проект, представленный ассоциацией «Братья-мусульмане» и созданными на этой основе национальными политическими партиями и движениями.

В эпицентре удара — египетские «Братья-мусульмане» и их политическое крыло — Партия свободы и справедливости. Правящий военный режим Египта обрушил за последнее время на них серию ударов. Целью их является насильственное выдавливание умеренных исламистов из политической жизни страны. Египетские власти официально расформировали ассоциацию «Братья-мусульмане». Министр социальной солидарности Ахмед аль-Бордай подписал 8 октября указ, согласно которому «Братство» исключается из списка аккредитованных неправительственных организаций. Еще 23 сентября суд Каира признал ассоциацию вне закона, удовлетворив иск, поданный против этой происламиской структуры партией «Ат-Тагамму». Согласно судебному вердикту, подлежат аресту все финансовые активы и имущество ассоциации, включая офисы и представительства. Ранее «Братья-мусульмане» заявили, что данное решение не может быть легитимным, поскольку оно издано «кабинетом путчистов». По словам одного из представителей ассоциации Заки Рашида, «за судебным постановлением стоят те, кто хочет вернуть Египет в эпоху репрессий и преследования инакомыслящих». Однако этого военной хунте показалось мало. Как сообщило официальное информационное агентство MENA свергнутого в результате военного переворота президента Египта Мухаммада Мурси намереваются судить. Временные власти страны обвиняют Мурси в подстрекательстве к удобствам демонстрантов перед президентским дворцом в декабре 2012 года. Вместе с ним перед судом предстанут еще 14 человек, в том числе один из руководителей «Братьев-мусульман» Мухаммад аль-Бельтаги. Еще одного лидера «Братства» Эссама аль-Эрианна будут судить заочно. Президенту предъявлен и ряд других обвинений, в том числе «заговор» с палестинским движением ХАМАС с целью совершения «враждебных действий» на территории Египта, и организация в ходе революции 2011 года побега из тюрьмы заключенных, среди которых находился и он сам. Кроме того, Мурси вменяют в вину саботаж государственной собственности и похищения сотрудников служб безопасности. Его сторонники называют выдвинутые обвинения политически мотивированными. «Как и все другие, это дело полностью сфабриковано», — заявил адвокат Мустафа Аттия, член команды защиты Мурси.

Таким образом, нынешняя военная хунта мстит «Братьям-мусульманам» как за беспрецедентные по масштабам всенародное сопротивление египетского народа, который не смирился с наглым попранием его прав и свобод. А, во-вторых, нынешний виток репрессий против исламистов является убедительным свидетельством полного провала властей по реализации широко разрекламированной «дорожной карты» умиротворения Египта. В своем последнем обращении по случаю ста дней со дня военного переворота на телеканале «Аль-Джазира» вице-президента Партии свободы и справедливости Эссам аль-Эриан заявил, что Прошедшего времени достаточно, чтобы убедиться в недееспособности военного режима, на что указывают «экономический крах, развал народного хозяйства и фиаско в туристической области». «Разорваны многие международные связи, так как свободолюбивые люди не хотят иметь дело с антидемократическим военным режимом», — заявил политик. «По прошествии этих 100 дней мы ощущаем горькие последствия попрания демократии, после того как военные вышли за рамки закона, и стали выразителями интересов небольшой кучки людей. И это сражение они проиграли», — отметил Эриан.

Убедительным свидетельством приближающегося краха военного режима являются последнее решение Соединенных Штатов приостановить значительную часть американской военной помощи Египту в связи с преследованиями «Братьев-мусульман». Официальный представитель Госдепа Дженифер Псаки пояснила, что нынешний мораторий сохранится до тех пор, пока не будет достигнут заслуживающий доверия прогресс в направлении к демократически избранному правительству через свободные и справедливые выборы.

Фактически, как указывают некоторые арабские аналитики, предпринятый шаг Вашингтона выражает его неуверенность в перспективах нынешнего режима Египта. По их мнению, США не готовы вкладываться в «неопределенность», которая сегодня углубляется в Египте.

Важно также отметить, что военный переворот, совершенный верхушкой египетской армии в начале июля 2013 г., поставил под серьезный удар судьбу складывающегося стратегического союза Вашингтона с умеренным исламом на Ближнем Востоке. Именно в умеренном исламе команда нынешнего президента США Б. Обамы увидела своего главного союзника на Ближнем Востоке. Этот курс и этот поворот был четко обозначен в программном выступлении американского президента в Госдепартаменте США 18 мая 2012 г. Нынешняя акция Вашингтона является средством давления на официальный Каир с тем, чтобы сорвать его намерение выдавить из египетского политического пространства «Братьев-мусульман» и их политическое крыло — Партию свободы и справедливости.

Это, как кажется, поняли и в нынешнем руководстве Египта. Экс-судья конституционного суда Тагани аль-Габали сказал: «Американцы оказывают давление на Египет, чтобы «Братья-мусульмане вновь вернулись в политику». Нервозность официального Каира носила свое выражение в заявлении МИД Египта. Там сказано: «Это ущербное решение и по своей сути, и по выбранному времени, которое вызывает серьезные вопросы о готовности США оказывать стратегическую поддержку программам обеспечения безопасности Египта».

Таким образом, нынешний военный режим в Египте загоняет себя в тупик как внутри страны, так и на международной арене. Стойкость и мужество египетского народа сломить не удается. В тяжелых условиях нарастающих репрессий «Братья-мусульмане» и Партия свободы и справедливости перестраивают свои ряды и готовятся к новому этапу революции, который неминуемо настанет.

Вячеслав Швед, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины, вице-президент ВОО «Украинский центр исламоведения».