Рабы, ложные беженцы и чечевица - лагерь Мбера в Мавритании

23 октября 2013 3157

Ложные беженцы, непригодный рацион питания и традиции рабовладения, - основные проблемы с которыми сталкиваются сотрудники гуманитарной организации, которые управляют лагерем для беженцев в юго-восточной Мавритании. Эта организация была раскритикована верховным комиссаром ООН по делам беженцев. Около 75,000 тысяч беженцев из северной части Мали нашли безопасность и поддержку в лагере Мбера, который находится возле маленького города в Боссикуну, - эти люди бежали из своих домов в марте 2012 года. Они были вынуждены это сделать после того как туареги и исламистские сепаратисты захватили контроль над их регионом. Представитель УВКБ ООН в этом регионе неожиданно был отозван в первой половине этого года. Временный представитель, Аннэ Майманн, приняла должность в июле, и рассказала Thomson Reuters Foundation по телефону из Нуакшота, почему эта должность имеет особое значение.

Огромное количество мавританцев требует вписать их в списки беженцев, в частности, это имеет место и в лагере Мбера. Это вызвало озабоченность спонсоров, которые стали сомневаться в целесообразности дополнительного финансирования, принимая во внимание экономический кризис и тот факт, что существуют более приоритетные направления работы гуманитарных организаций, такие как Сирия.

Около 20% зарегистрированных в лагере Мбера беженцев - это местные жители, - к такому выводу пришла недавняя совместная миссия УВКБ ООН и Всемирной продовольственной программы. Комиссия Европейского Союза по оказанию гуманитарной помощи приняла решение приостановить движение денег на соответствующем счете УВКБ ООН до тех пор, пока не будут идентифицированы настоящие беженцы. Но есть и другие проблемы, - говорит Майманн.

Одна из больших ошибок, которые допускают гуманитарные организации, работая с беженцами, заключается в том что, помогая беженцам, они пренебрегают местным населением, - говорит она. "Спонсоры, конечно, фокусируются на беженцах, но то что нам нужно, это более тонкий территориальный подход. Результаты оценки обнаружили, что 80 % семей беженцев в лагере получает сбалансированное трехразовое питание каждый день. Для сравнения, только 14 % местных жителей, проживающих в окрестностях, могут себе такое позволить. Мы не можем содержать маленький оплот гуманитарной помощи в развивающихся странах, где только некоторые базовые общественные службы являются работоспособными", - сказала далее госпожа Майманн. Конечно, продовольственная помощь и нужды бытового назначения и т.д. будут привлекать местное население что в последствии неизбежно приведет к напряженности. Попытки использования новой биометрической системы регистрации, с целью отсечь местных ловкачей, которые нередко перепродают на рынках полученное в виде гуманитарной помощи продовольствие, привели к перебоям в работе лагеря и даже вызвали всплеск насилия в нем. Несмотря на неоднократные требования международного сообщества, Нуакшот до сих пор не провел тщательную проверку списков беженцев и их сопоставление с национальной базой данных.

А это довольно надежный способ определить кто является настоящим беженцем, - говорит госпожа Майманн.

В Мбере, некоторые из протестующих против биометрической системы обитателей лагеря пытались уничтожить центр регистрации в прошлом месяце. Они уничтожили пластиковые пленки, пластиковые стулья и оборудование, но к счастью они не додумались пройти, в сердце центра, где хранились компьютеры, говорит она. Озлобленная толпа, состоящая из примерно 100 беженцев, потом разграбила 3 из 5 центров распределения продовольствия. "Мы потеряли около 16 тонн продовольствия, это достаточно чтобы прокормить 7,000 человек в течении месяца. Мы также потеряли мыло, которого хватило бы на 8,000 человек", говорит Майманн.

Недостаточное взаимопонимание между этническими группами региона также создает проблемы в лагере Мбера, в котором проживают туареги, арабы и белла, - выходцы из северной части Мали. Согласно миссии JAM, в местном обществе есть своя иерархия, при этом привилегированное положение занимают арабы и туареги, а белла - это бывшие рабы. Такие взаимоотношения осложняют задачу равномерного распределения продовольствия. В лагере белла, обычно, получают меньше продовольствия, чем арабы и туареги, - об этом свидетельствует исследование борющейся с рабством организации Temedt. В ее отчете описывается жизнь рабов на севере Мали, где представители этнической группы белла вынуждены работать без заработной платы и не имеют доступа к образованию, их передают по наследству из поколения в поколение. Таким образом, становится понятно, что отношение к белла, проявляемое в лагере, не является чем-то специфическим, оно характерно для региона на протяжении многих столетий. Наиболее уязвимой группой среди белла являются дети, которые выполняют домашнюю работу в домах туарегов и арабов. "Мы должны работать совместно над исправлением структуры общества во имя обеспечения прав человека. Мы должны брать под свою опеку наиболее уязвимых людей. Мы начали кормить всех детей в возрасте до 25 месяцев и собираемся сделать то же самое для всех детей в возрасте до 5 лет", - сказала госпожа Майманн.

Стандартный набор продуктов не подходит для местных условий, имеющееся в наличии продовольствие и оборудование не удовлетворяют потребности обитателей лагеря в полной мере. Это вызвало всплеск недоверия. Многие обитатели лагеря - это кочевники, которые привыкли питаться молоком и мясом. В лагере же раздаются чечевица, рис и просо - это продукты, которые требуют приготовления перед потреблением в пищу а также наличия посуды. Многие люди не имеют необходимой для приготовления такой пищи посуды. Это не та еда, которую они привыкли потреблять, и они не умеют ее готовить должным образом. Представители организации JAM обнаружили, что многие из розданных продуктов оказываются на прилавках магазинов, их обменивают на молоко и мясо, которые не входят в набор гуманитарной помощи продуктами. Примерно треть обитателей лагеря не имеет необходимой для приготовления пищи воды. Стоимость угля поднялась в десять раз за два года. Однако, несмотря на проблемы такого рода, уровень недоедания в регионе снизился в виду того, что люди получили лучшую пищу, воду и доступ к медицинской помощи. В целом, уровень недоедания упал с 20% в июле 2012 года до 13,2% в январе 2013 и есть надежды, что ситуация будет улучшаться.

Миша Хусейн

Источник: AllAfrica