Рабство все еще существует в Мавритании
Несмотря на то, что рабство окончательно было отменено в 1981 году, около 600 000 мавританцев являются невольниками.
Идет ли речь о женском трафике в Западной Европе, когда женщин заставляют становиться секс рабынями, или же о ввозе домашних рабочих из Азии для того, чтобы они работали в богатых семьях стран Персидского Залива, рабство является значительной проблемой. Когда одно из многих военных правительств, правивших в Мавритании после провозглашения независимости, отменило рабство в 1981 году, то Мавритания стала последней страной в мире, которая поставила вне закона эту практику. Однако, декларация практически никак не изменила положения сотен тысяч порабощенных людей. Правительство осудило рабство, и после этого заявило, что проблемы больше просто не существует. Другой закон, принятый в августе 2007 года, обещал более серьезную работу по искоренению рабства. Однако, ассоциация прав человека в Нуакшоте заявляет, что прогресс очень слаб. Недавнее исследование, проведенное группой SOS Esclaves, показывает, что до сих пор около 600 000 мавританцев являются собственностью других людей.
Последнее государство с режимом апартеида
Трудности искоренения рабства кроются в сложной истории военных переворотов, катастрофических войнах и страшных засухах, а также в сильной этнической сегрегации населения. В 2004 году, писатель и активист Кевин Бейлс посетил Нуакшот, позиционируя себя, как зоолога, дабы избежать внимания со стороны государственной полиции. Его подлинная цель заключалась в исследовании рабства в стране. Отчет о своей поездке он опубликовал в книге "Disposable People", которая стала одним из немногих источников на английском языке о жизни одной из самых отсталых и самых бедных стран Африки.
Мавританию однажды назвали "последним в мире государством с режимом апартеида", и Бейлс лично засвидетельствовал сегрегированный расовый и этнический состав населения страны. 30 - 40% из 3,2 - миллионного населения Мавритании составляют "белые мавры": они доминируют в политике и являются потомками арабо-берберского племени Бени Хассан. Большинство населения это либо темнокожие харатины, либо афро-мавританцы, смешанного африканско-арабского происхождения. Харатины, название которых по иронии означает "свободные люди", и являются "кастой рабов".
Рабами в Мавритании традиционно владеют мужчины, которые передают их по наследству от поколения к поколению. Бейлс видел как это создавало сильные связи между семьями мавров и семьями их рабов харатинов в определенных случаях. Мужчинам-рабам дают определенную физическую работу для выполнения, занятие сельским хозяйством в сельской местности и строительство или таскание воды в городах, тогда как женщины, в основном, получают работу по дому.
Продолжающаяся проблема
Когда военная власть, правящая страной в 1981 году, отменила рабство, то не была введена уголовная ответственность за нарушение этого закона. В тот момент Мавритания только отходила от конфликта в Западной Сахаре и правительство не хотело вызывать раздражение у доминирующих мавров в это трудное время, поэтому негласно практика рабовладения продолжалась. Большинство рабов даже не слышали о том, что их освободил закон, и продолжало оставаться собственностью людей, которые владели ими ранее.
А рабы, которые узнавали об этом законе, часто не могли воспользоваться своей теоретической свободой. Отчаянное экономическое положение Мавритании означает что для многих нет иного выбора, кроме рабства или лишений. Мавритания является одной из беднейших стран в Африке; она имеет скудные природные ресурсы, почти вся ее территория представляет собой пустыни и вот уже на протяжении тридцати последних лет на страну часто обрушиваются засухи. Засухи ускорили процесс урбанизации и быстрое расширение Нуакшота, поскольку многие сельские семьи переехали в города, привезя с собой своих рабов. Это означает, что рабы высоко востребованы в деле строительства, и фактор рабской рабочей силы является важным экономическим фактором.
Отказ действовать
Те рабы, которым удается спастись от рабства имеют мало возможностей. Они хорошо узнаваемы, как отмечает Бейлс, из-за своей одежды и цвета кожи. Мужчины могут надеяться только на получение физической работы, а женщины могут устроиться только служанками, или, что более вероятно, проститутками. Есть некоторые организации, которые призваны помогать рабам обретать свободу, самая значительная из них это SOS Esclaves, основанная в 1995 году Бубакаром Мессаудом, который сам является сыном бывших рабов.
Его деятельность приводила несколько раз к арестам и избиениям офицеров безопасности, которые рассматривали его, как человека ведущего подрывную деятельность. Рабство окончательно было признано преступлением только в 2007 году, но и после этого положение фактически не изменилось. SOS Esclaves помогла возбудить ряд дел против рабовладельцев. Однако, реальный успех был очень маленьким, и только очень немногие люди вынуждены были отвечать перед законом.
В августе 2008 года генерал Мохамед Ульд Абдель-Азиз взял власть. Его администрация почти не уделяет внимания проблеме рабства, а Запад прекратил оказывать давление на Мавританию в связи с этим вопросом: в связи с появлением аль-Каиды на землях Исламского Магриба, активность которой затрагивает и пустыни Мавритании, страна стала "ключевым союзником" в войне с терроризмом и ей теперь не задаются неудобные вопросы.
Принимая во внимание то, что расизм и рабство являются глубоко укорененными в общественной жизни Мавритании, очень маловероятно, чтобы правительство стало преследовать со всей строгостью рабовладельцев в настоящее время. Учитывая мрачные перспективы мавританской экономики и эскалацию деятельности боевиков AQIM, представляется, что положение рабов в Мавритании не изменится в ближайшем будущем.
Источник: Think Africa Press
Перевод с английского: Юрий Косенко