Проучите его по-настоящему

17 сентября 2013 1858

Ужасные кадры из Сирии, где жертвами гражданской войны стали уже 100 тысяч человек, долго будут преследовать мир. Вмешательство и раньше не казалось легким делом, но за последние два с половиной года наблюдатели пропустили не одну возможность изменить ситуацию к лучшему. А сейчас Америку и ее союзников побуждает к действию то, что президент Башар Асад открыто применил химическое оружие, от которого погибло около тысячи лиц гражданского населения - и даже Барак Обама сказал, что такого никогда не стерпит.

Американский президент и его союзники имеют три варианта на выбор: не делать ничего (или почти ничего, чем Обама до сих пор и занимался), начать продолжительную операцию с четкой целью низложить Асада и его режим или нанести по сирийскому диктатору короткий, но сильный, удар - как наказание за применение оружия массового уничтожения. Каждый вариант грозит ухудшить ситуацию, но последний - оптимален.

Идеального варианта не существует

От Пентагона и до британского парламента многие сторонники "реальной политики" утверждают, что единственный разумный выход - это ничего не делать. "Посмотрите на Ирак, - говорят они, - только Америка вторгается в какую-то страну, как наживает себе очередную проблему". Удар неминуемо заденет население: крылатые ракеты имеют чрезвычайно высокую точность попадания, но гражданских не обходят стороной. Асад может отомстить, и не без помощи своих главных союзников Ирана, России и военизированной ливанской шиитской партии "Хезболла" - мастера международного террора, угрожающего Израилю полусотней тысяч ракет. Что будет, если в британскую базу на Кипре попадет российская ракета "Скад"? Или когда во время интервенции часть химического оружия окажется в руках близких к "Аль-Каиде" боевиков? Да и есть ли причина продолжать дестабилизацию соседей Сирии - Турции, Ливана, Иордании и Ирака?

А она в том, что бездеятельность угрожает куда большими бедами. Если Запад стерпит такое вопиющее военное преступление, Асад сможет свободно применять химическое оружие и в дальнейшем. В конечном счете, он уже несколько раз переступал проведенную Обамой "красную линию", когда использовал эти боеприпасы в меньшем масштабе, и американский президент вместе с союзниками только моргал глазами в ответ. Угроза Америки, особенно в случае с оружием массового поражения, должна что-то значить: трудно себе представить, как Обама проглотит свои слова без того, чтобы его супердержава не утратила авторитет в глазах Ирана, Северной Кореи и им подобных.

За американскую осторожность уже заплачено человеческими жизнями. Год тому The Economist выступал за военную интервенцию: не посредством высадки западных войск, а посредством интенсивного вооружения повстанцев, образования гуманитарных коридоров, введения закрытых для полетов зон, а если Асад эти меры проигнорировал бы - авиационную атаку на его силы противовоздушной обороны и тяжелую артиллерию. Тогда положение режима было шатким, большинство повстанцев - относительно умеренными, человеческие потери - наполовину меньшими, чем сейчас, и конфликт еще не выплеснулся на территорию других государств. Кое-кто среди советников Обамы также настаивал на том, чтобы вооружать сирийскую оппозицию; однако, озабоченный выборами, глава Белого дома оттолкнул их. Как его и предупреждали, теперь он столкнулся с намного более сложной дилеммой.

Так почему бы американскому лидеру не сделать то, что следовало сделать намного раньше, и не посчитать химическую атаку поводом, дабы воплотить в жизнь второй вариант смены режима? Ведь реалии, к сожалению, не стали иными. Режим Асада стал сильнее, а повстанцы, лишенные поддержки Запада и зависимые главным образом от Саудовской Аравии и Катара, радикализировались, и в их рядах активно сражаются джихадисты наиболее экстремистского типа. То, что началось как восстание против жестокого тирана, переросло в межрелигиозную гражданскую войну. Сунниты, которые составляют примерно три четверти населения, в целом на стороне повстанцев, а вот многим представителям религиозных меньшинств, в том числе и христианам, пришлось, волей-неволей, встать на сторону Асада. Возможности приблизить конец этой войны больше нет - и было бы лицемерием закончить все химическим оружием.

Поэтому Обаме следует остановиться на третьем варианте: ограниченная кара, но настолько суровая, чтобы у Асада пропало желание когда-либо прибегнуть к применению оружия массового поражения. Удар по самим запасам химического оружия несет в себе угрозу новых человеческих жертв среди мирного населения и ее перехода в третьи руки. Намного лучше поливать ракетным огнем командно-контрольные центры диктатора на протяжении недели - вместе с его дворцами. Так США неминуемо помогли бы и повстанцам, хотя этого может оказаться не достаточно для свержения режима. Если повезет - прицельный огонь может загнать Асада за стол переговоров.

Сделать все до конца и как следует

Но неправильно рассчитывать на фортуну, особенно в этой несчастной стране. Поспешность не даст тактического преимущества: Асад и его друзья, наверное, не один месяц готовятся к чрезвычайной ситуации и прячут наступательное химическое оружие. Обаме придется быстро выполнить немало различных требований прежде, чем отдать приказ об атаке.

Первое задание - выложить как можно точнее все свидетельства того, что войска Асада действительно повинны в массовых убийствах, - уже выполнено. 30 августа Госсекретарь обнародовал данные американской разведки относительно причастности сирийских правительственных войск к применению химического оружия против мирного населения. Госсекретарь США Дж. Керри правильно сказал, что отказ Сирии допустить группу инспекторов ООН на место химической атаки на протяжении первых пяти дней равнозначен признанию вины. Но не следует забывать о фиаско с поисками оружия массового поражения в Ираке. Не удивительно, что скептиков хватает. Обама должен, кроме того, собрать как можно более широкую добровольную коалицию, поскольку в Совете Безопасности ООН и Китай, и Россия, которая все более враждебно воспринимает политику Запада, обязательно наложат вето на резолюцию о применении силы согласно седьмой главе ее статута. НАТО (что важно, не без Германии и Турции) уже, похоже, вступило в игру. Удалось убедить и Лигу Арабских Государств (на своей конференции в Каире она приняла резолюцию, в которой "полная ответственность" за нападение 21 августа была возложена на сирийский режим, и призвала к "наказанию и криминальному преследованию всех виновных" международным трибуналом).

Прежде чем полетят ракеты, Обама должен дать Асаду последний шанс, то есть четкий ультиматум: как можно скорее сдать все химические боеприпасы. Время инспекций прошло. Если сирийский диктатор послушается, то и он, и его противники, останутся без оружия массового поражения - и победа будет за Обамой. А если откажется, то по отношению к нему следует проявить столько же милосердия, сколько он проявил по отношению к своему народу. И если какая-нибудь американская ракета попадет в самого Асада, то и пусть. Виноватыми будут только он сам и его пособники.

Источник: The Economist