Промежуточные выборы и их последствия для ближневосточной политики

22 ноября 2018 88

В ноябре в США прошли промежуточные выборы в Конгресс, результаты которых будут определять баланс сил в Вашингтоне вплоть до очередных президентских выборов 2020 года.

Главный итог выборов — демократы установили контроль над нижней палатой Конгресса — Палатой представителей, республиканцы сохранили власть над верхней палатой — Сенатом.

В результате демократы смогут больше влиять на внешнюю политику страны. Политическая система США построена таким образом, что исполнительная власть — Белый дом — доминирует в вопросах внешней политики. Но именно законодатели в Конгрессе имеют наибольшее влияние в распределении денег, ведь они контролируют «бюджетные струны» для финансирования войны, дипломатии, разведывательных операций и т. п. Демократы в Палате представителей теперь смогут определять, какие законопроекты рассматривать в палате, и будут играть большую роль в установлении политики расходов и разработке законов. Это, в свою очередь, может означать и более жесткий подход к России, Саудовской Аравии и другим странам.

Однако не стоит забывать, что победа демократов в Палате представителей имеет свой противовес — республиканцы продолжают контролировать Сенат и даже усилили свой контроль после выборов 6 ноября.

По словам научного сотрудника Института Брукингса и бывшего журналиста-международника М. Калба, все это, как минимум, может означать еще большую путаницу и меньшую согласованность в вопросах внешней политики: «Будет много обсуждений, еще больше расследований и заседаний. Но чем больше этого, тем меньше шанс на появление четко сформулированных контраргументов или контрстратегии, которые можно было бы предложить президенту».

И. Бонд, в свое время являвшийся британским послом в России, НАТО и занимавший другие должности в МИД Великобритании, заявил, что американские промежуточные выборы в Европе рассматривают как показатель того, в какую именно сторону будет двигаться Вашингтон: «В Лондоне и Брюсселе сторонником веры в десятилетние трансатлантические отношения между Европой и Северной Америкой надеются, что промежуточные выборы создадут такой Конгресс, который будет ценить европейских союзников Америки и в определенной степени ограничивать способность президента Трампа подрывать трансатлантическое партнерство».

С. Джеркес, исследователь по ближневосточной программе Института Карнеги, бывший член отдела Госдепартамента по планированию политики, обратил внимание на то, что в результате промежуточных выборов в Конгрессе появилось несколько новых важных игроков на ближневосточном поле. По ее мнению, следует ожидать более критического подхода конгрессменов к таким традиционным союзникам США в регионе, как Саудовская Аравия, Египет и Израиль. К примеру, из состава Конгресса выбыла Д. Рохрабагер, одна из наиболее стойких защитников нынешнего президента Египта. Также три новых члена Конгресса — А. Окаймо-Кортез, И. Омар и Р. Таиб — будут громкими критиками Израиля. Также, по ее мнению, мы увидим более информированный Конгресс, поскольку его составе появилось несколько новых членов, имеющих серьезный опыт как экспертов по внешней политике — например, Т. Малиновский, бывший помощник Государственного секретаря по вопросам демократии, прав человека и труда.

В целом, отмечают аналитики, установление демократами контроля на Палатой представителей не изменит двухпартийный подход к таким фундаментальным вопросам, как поддержка Израиля или противоборство с Ираном, но может привлечь больше внимания к ближневосточной политике и восстановлению ядерного соглашения с Ираном.

Иран

Вскоре после прихода Трампа в Белый дом подход США к Ирану стал достаточно жестким.

Многие республиканцы и главные советники Президента были весьма скептически настроены относительно подхода Б. Обамы к Тегерану, включая ядерного соглашения 2015 года. Многие демократы поддержали это соглашение, согласно которому ведущие мировые державы сняли экономические санкции в обмен на то, что Иран ограничит свои ядерные амбиции.

В свою очередь Трамп восстановил приостановившиеся меры США по соглашению 2015 года и ввел «самые строгие в истории» американские санкции в отношении Ирана.

Учитывая, что полномочия вводить экономические и другие санкции принадлежат в первую очередь Белому дому, даже при контролируемой демократами Палате представителей, ожидается, что Глава США продолжит усиливать давление на Иран. Тем не менее, как и в других вопросах, демократы в Палате представителей смогут вызвать советников Трампа для дачи показаний и объяснений относительно аргументации действий его администрации (возможно, и под присягой) по политике, связанной с Ираном. Конгресс внес Иран в закон CAATSA, а ведущие республиканские сенаторы, такие как Т. Коттон, одобрили жесткий подход и настаивали на еще более сильных карательных мероприятиях.

Нужно помнить, что чрезвычайно жесткие меры нынешнего президента Д. Трампа в отношении Ирана и, прежде всего, его односторонний выход из ядерного соглашения привели к усилению разногласий между республиканцами и демократами, считающими заключение этого соглашения своей огромной победой. По мнению аналитиков, теперь, после 6 ноября, следует ожидать, что демократы постараются укрепить свои отношения с ведущими европейскими столицами, которые также решительно выступают за сохранение этого соглашения. Бывший помощник министра обороны в администрации США Д. Чолле писал: «Следует ожидать усилий демократов по сохранению соглашения 2015 года любым способом, какой подойдет. Когда европейские лидеры будут приезжать в Вашингтон, они будут встречаться с демократами и говорить о соглашении и Иране».

Саудовская Аравия

Еще один важный внешнеполитический вопрос — это Саудовская Аравия — ближайший мусульманский и арабский союзник Вашингтона на Ближнем Востоке. Саудовцы закупают на десятки миллиардов долларов американское военное оборудование, при этом сохраняя стабильность глобальных рынков и нередко играя закулисную роль в конфликтах на Ближнем Востоке.

Но отношения с Соединенными Штатами резко напряглись после убийства Дж. Хашоджи, саудовского журналиста, критиковавшего саудовского наследного принца М. бин Салмана. Сегодня Трамп испытывает давление со стороны обеих партий, требующих принять меры против Эр-Рияда.

В октябре 20 сенаторов, как демократов, так и республиканцев, подписали письмо в Белый дом, в котором предлагали ввести санкции в отношении саудовских чиновников, связанных с убийством журналиста. По мнению экспертов, именно нынешние тесные отношения администрации Трампа с саудовской властью окажутся главной мишенью атак против президента. Так, продажа американского оружия главным союзникам США в Заливе, прежде всего Саудовской Аравии и Объединенным Арабским Эмиратам, станет вопросом, который способен укрепить оппозицию исполнительной власти в Конгрессе, особенно в контексте продолжающейся войны в Йемене. Большая группа демократов и даже некоторые известные конгрессмены-республиканцы, включая Главу комитета Сената по иностранным делам Б. Коркера, а также Л. Грехема и М. Рубио, выражают растущую озабоченность по вопросу об ответственности США за гуманитарный кризис в Йемене, вызванный углублением многолетнего конфликта. Во время второй каденции Б. Обамы и за время президентства Д. Трампа саудитам и эмиратцам было поставлено огромное количество вооружения, в том числе 120 тысяч единиц высокоточного оружия, которые широко использовались в Йемене. После промежуточных выборов в Конгрессе снова набирают поддержку усилия запретить поставки вооружения Саудовской Аравии, которые используются в военных действиях в Йемене. Раздувая шум вокруг таких вопросов как гуманитарный кризис и гибель мирных жителей в Йемене, убийство Дж. Хашоджи и другие, усилившееся крыло демократов стремится саботировать тесные отношения Трампа с Саудовской Аравией и даже с Объединенными Арабскими Эмиратами для своей односторонней политической выгоды.

Так, группа сенаторов-республиканцев и демократов представила законопроект, предусматривающий ответные меры в отношении Саудовской Аравии в связи с ролью Эр-Рияда в разрушительной гражданской войне в Йемене. Законопроект, разработанный тремя республиканцами и тремя демократами, предусматривает приостановку поставок оружия Саудовской Аравии и запрещает США осуществлять дозаправку самолетов саудовской коалиции, сражающейся с повстанцами-хути.

Израильско-палестинский конфликт

Р. Самм, президент Института Ближнего Востока, утверждает, что демократы будут противостоять «колоссальному уменьшению помощи на 200 млн долларов» для палестинцев и закрытию представительства Фронта национального освобождения Палестины в столице США. Одной из главных фигур демократов по ближневосточным вопросам должен стать Э. Энжел. Ожидается, что он займет должность председателя Комитета Палаты представителей по внешнеполитическим делам. Э. Энжел является решительным сторонником Израиля и одновременно выступает за двугосударственное решение палестинско-израильского конфликта. По мнению ветерана внешней политики США на Ближнем Востоке Дж. Феирстейна, Э. Энжел «является очень сбалансированной и своевременной личностью».

Обозреватели указывают, что наступивший период в ближневосточной политике США после промежуточных выборов будет характеризоваться стремлением большинства демократов и некоторых республиканцев использовать внешнюю политику для достижения широких и последовательных целей на основе соблюдения международного права. В свою очередь Д. Трамп и его команда придерживаются более меркантильного видения решения актуальных международных проблем, что приведет к усилению соперничества между этими двумя подходами к внешней политике Соединенных Штатов.

Вячеслав Швед,

специально для ArabMir.net