Политика и бизнес в Мавритании

27 ноября 2013 2455

Выборы в этой западноафриканской стране отличаются своей спецификой, как и политика.

Я всегда полагал, что Мавритания имеет свою особую извращенную форму демократии.

Я всегда наслаждался избирательной кампанией и не заботился о реальных вещах - голосовании, и годах, которые следовали за ним.

Естественным путем такое отношение меняется, и я не одинок в этом.

Многие мавританцы согласны с тем, что наилучшее, - а возможно и единственное, - из того, на что они могут надеяться получить в связи с какими-либо выборами, это то, что удается сделать незадолго до самого голосования, и определенно, это не связано с невыполненными обещаниями политиков, которые клянутся, что процветание наступит спустя несколько месяцев после выборов.

Для некоторых людей в Мавритании, я себя отношу к их числу, во время избирательной кампании атмосфера напоминает атмосферу карнавала, когда белые палатки располагаются на улицах и площадях, музыка наполняет воздух, люди облачаются в свои лучшие одежды, а зеленый чай и шашлык раздаются бесплатно.

Это фантастическое время больших надежд и радужных мечтаний, которые выплескиваются из громкоговорителей в каждом общественном месте.

Это время, когда невидимые прежде политики спускаются к простым людям, раздают широкие улыбки - а иногда и живые деньги.

Редкое внимание

Бедные и обездоленные оказываются в фокусе редкого внимания и на некоторое время начинают чувствовать, что их положение беспокоит  власть имущих.

Они прощают, и даже забывают, ложь и лицемерие политиков, снизошедших до посещения их кварталов.

Именно в этот момент бизнесмены вводятся в дело. Возможно, они и являются теми людьми, которые извлекают наибольшую выгоду от выборов в этой стране (как и во многих других).

Они имеют тенденцию разделяться на две категории.

К первой относятся менеджеры кампании и племенные деятели, которые получают пачки денег от высокопоставленных политиков для финансирования кампании или для обеспечения лояльности среди племени или в рамках избирательного округа.

Из того, что я слышал, суммы затрачиваемых таким путем денег являются просто невероятными.

Некая доля наличности может перепасть и второй категории из когорты дельцов - организаторы мероприятий, арендодатели палаток и ковров и остальные люди, которые принимают участие в обеспечении кампании подобного рода вещами и услугами, относятся к ней.

Сама по себе политика оказывается на последнем и самом низком месте в шкале приоритетов.

Окончание кампании означает для многих окончание настоящего шоу.

Свора лжецов

Что следует за этим, так это очередь и голосование за свору лжецов, которые даже не будут помнить ваше лицо или знать о том проголосовали вы за них или нет.

Такова картина не только в Мавритании, но и во многих других странах - как богатых, так и бедных.

Я видел подобный пример даже в самой большой демократической стране в мире, когда принимал участие в наблюдении за ходом выборов в Индии в 2005 году.

Но разница в том, что бедные люди в Индии действительно сменяют правительства прикасаясь к кнопке - они используют машины для голосования.

В моей стране, нет такой волшебной палочки, и ничто, кроме военного переворота, не может реально изменить режим.

Более миллиона зарегистрировавшихся избирателей смогут в субботу избрать новых представителей и новые региональные советы.

Однако, в большинстве случаев изменение зависит от тонкого баланса сил между племенными лидерами, местными представителями, богатыми бизнесменами и самими политиками.

Реальные социальные программы редко играют решающую роль в местной политике - и больших изменений никогда не ожидают.

Страна приняла президентскую форму правления. Таким образом, только настоящие и справедливые президентские выборы могут изменить фундаментальную власть в стране.

Это система при которой изменения касаются лишь верхушки дерева.

Все остается по-прежнему

До тех пор, пока президент будет оставаться на своем посту, все будет так как и прежде.

Единственный раз режим в Мавритании был "изменен посредством избирательных урн", - это произошло в 2007 году, когда военные решили тактически отойти от власти. Они представили своего кандидата и втихаря продвигали его.

Но спустя чуть больше года они снова вышли на авансцену и свергли того самого кандидата, которого они же и выдвинули, - свершился новый переворот.

Оппозиция старалась как могла переиграть ситуацию, но ни протесты, ни мирные митинги не заставили военных вернуться назад в свои казармы.

С тех пор Мавритания пребывает в состоянии кризиса.

Проблемы страны являются типичными для многих стран Африки, южнее Сахары: бедность, опустынивание, неправильное управление ресурсами, безграмотность и, что хуже всего, инертность и полное отсутствие инициативы и видения перспективы среди образованной элиты.

Все это обусловило неспособность общества противостоять социальной несправедливости и военной диктатуре.

Мохаммед Валль