Политические деятельницы в арабских странах
Мусульманский мир часто представляется загадочным, с устоявшимися нормами и традициями религии, а еще он изменчив и непредсказуем. Арабские страны привлекают внимание медиа через резонансные события, за которыми не видно либеральных достижений. Последние кажутся не такими яркими, как политические скандалы, но они являются вестниками изменений. Вернее — вестницами. В этом тексте собраны истории смелых и выносливых женщин из самых консервативных стран Персидского залива. Эти женщины проигрывали, подвергались критике, но не сдались. Они первые в арабском мире — первая женщина, избранная на общенациональных выборах в парламент, первая женщина, возглавившая министерство, первая женщина, ставшая главой правительства, первая женщина-представитель в ООН. Это истории первых, истории политических деятельниц, которые изменяют свои страны.
Асеель аль-Авади
Асеель аль-Авади, 1969 года рождения, изучала философию в Кувейтском университете, докторскую диссертацию защитила в Техасском университете, США. Вернувшись в Кувейт, аль-Авади стала профессором философии в Кувейтском университете. Впервые она баллотировалась в парламент Кувейта — Национальную ассамблею — в 2008 году, после того, как в 2005-м женщинам впервые предоставили право избирать и быть избранными. Она проиграла выборы, при этом получила наибольшую поддержку среди кандидаток-женщин. В 2009 году аль-Авади, получив 11860 голосов избирателей, вошла в Национальную ассамблею, представляя третий округ Кувейта. В комментарии Reuters она заявила: «Люди голосуют за перемены, потому что людям надоели тупики. Пришло время сосредоточиться на наших приоритетах в парламенте».
Вместе с Асеель представительский мандат в парламенте получили еще три женщины. После того, как они вошли в Национальную ассамблею, аль-Авади и ее однопартийка-парламентерка Рола Дашти решили не надевать хиджаб. Такое решение было критически воспринято депутатами-исламистами и стало причиной обращения в Конституционный суд в связи с нарушением кувейтского права из-за отказа носить хиджаб. Парламентерки выиграли судебное дело.
В 2009 году Асеель предложила внести правки в закон о паспортах. Причиной этого стала огласка истории о мужчине, который отказался сделать паспорта своей жене и трем детям, чтобы они не могли покинуть страну. С 1962 года в Кувейте муж должен засвидетельствовать подписью заявление жены о выдаче ей паспорта. Спустя почти 50 лет Конституционный суд Кувейта признал это ограничение неконституционным. «Каждый человек имеет право на личный паспорт, предоставление которого является подтверждением индивидуальной свободы человека. Каждый гражданин Кувейта — мужчина или женщина — имеет право на личный паспорт», — говорится в решении суда.
Рассел прокомментировала решение суда как «особую победу конституционных ценностей» и «подтверждение прав женщин»: «Решение суда является первым шагом к устранению всех законов, которые являются неконституционными и угрожают демократическому процессу в Кувейте».
В 2011 году Кувейт стал лидером среди арабских стран по уровню гендерного равенства в отчете Индекса человеческого развития с учетом индекса гендерного неравенства Программы развития ООН.
В том же 2011 году Эмир Кувейта шейх Сабах аль-Ахмад ас-Сабах внес правки в закон о выборах, предусматривающие изменения в голосовании. Если раньше один избиратель мог одновременно голосовать за четырех кандидатов в депутаты, то теперь один избиратель имел только один голос. В 2012 году он объявил о роспуске парламента. Оппозиция выступила с критикой этих действий и новых изменений. Асеель аль-Авади присоединилась к протесту. Она бойкотировала выборы в декабре 2012 года, которые впоследствии были признаны недействительными, а также не участвовала в парламентских выборах 2013 года.
Латифа аль-Гауд
Латифа аль-Гауд родилась в 1956 году в восточном городе Риффа, Бахрейн. Она получила степень бакалавра делового администрирования в Хелуанском университете в Каире, Египет, потом продолжила обучение в Ноттингемском университете в Великобритании и получила степень магистра в области финансового менеджмента. Также она получила диплом по стратегическому планированию от Арабской организации административного развития (AOAD) и диплом одной из лучших бизнес-школ Дарденской школы делового администрирования Вирджинского университета, США.
Более тридцати лет Латифа проработала в различных финансовых подразделениях Министерства финансов Бахрейна. В 2002 году с предоставлением женщинам права голоса и возможности самостоятельно баллотироваться началась политическая карьера Латифы аль-Гауд, что было настоящим вызовом. Несмотря на то, что в 2002 году произошли конституционные изменения и расширение прав женщин, Бахрейн продолжают называть одной из самых консервативных стран Персидского залива.
Согласно его политической системе, законодательную ветвь власти представляет двухпалатный парламент. Нижняя палата — Палата представителей — формируется путем всенародного голосования, тогда как верхняя — Консультативный совет — назначается королем. Нижняя палата избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, то есть кандидат/ка должен набрать 50% + 1 голос от тех, кто пришел на избирательный участок. Обе палаты имеют одинаковые полномочия, и верхняя палата может распустить нижнюю. Король также назначает состав кабинета министров без согласования с нижней палатой парламента. В стране отсутствуют избирательные квоты для женщин-кандидаток. В обеих палатах одинакова численность парламентариев — 40 представителей. Общая численность населения Бахрейна составляет около 1 млн человек, из них большинство мигрантов без права голоса. Поэтому участие в голосовании принимают около 350 тыс. граждан (175 тыс. мужчин и 173 тыс. женщин). Что важно, в Бахрейне запрещена деятельность политических партий, таким образом кандидаты представляют политические общества, движения или группы.
В 2002 году через конституционные изменения проводились первые парламентские выборы, в которых мужчины и женщины имели равные права на участие. Ими воспользовалась 31 женщина. Одной из них не удалось одержать победу. Исламские организации шиитского и суннитского направления решили не включать женщин в свои избирательные списки.
Так, в 2002 году Латифа аль-Гауд баллотировалась как независимый кандидат по первому округу Южного района в Палату представителей, набрав 1393 голоса избирателей (45,43%). Она проиграла 280 голосов салафиту Ясему аль-Саиди.
На следующих парламентских выборах в нижнюю палату в 2006 году Латифа аль-Гауд сменила избирательный округ, чтобы увеличить свои шансы на победу, и баллотировалась по шестому избирательному округу Гавар Южного района. Несмотря на угрозы со стороны исламских салафитов и других групп, кроме Латифы, еще 18 женщин зарегистрировались кандидатками в парламент от разных политических организаций.
Эти выборы Латифа выиграла по умолчанию, так как еще два кандидата сошли с избирательной гонки до старта избирательной кампании. Таким образом, аль-Гауд стала первой женщиной-кандидатом, а потом и первой женщиной-парламентеркой не только в Бахрейне, но и в странах Персидского залива, победившей на общегосударственных законодательных выборах.
Латифа не отрицала, что хотела бы соревноваться на выборах и одержать победу в честной борьбе, что сняло бы часть критики, которая лилась в ее сторону:
— Конечно, я хотела победы, но для меня важно, чтобы женщина наконец попала в Парламент. Упал занавес, который стоит перед Бахрейном, ведь традиции, которые у нас есть, укоренились очень сильно. Сознание все же меняется, и важно, чтобы хотя бы две женщины стали депутатами.
Другая критика, которая сопровождала ее с начала занятия парламентского кресла, касалась избирательной кампании и нечеткости избирательной программы. Вместе с тем, медиа подогревали интерес образом единственной женщины в парламенте. В одном из обширных интервью, которое у нее взяли в начале каденции, журналист поинтересовался советами для женщин, которые потерпели поражение.
— Им необходимо иметь стойкость и настойчивость, не впадать в отчаяние. Опыт участия очень важен сам по себе, и это показывает всем их место и силу. Все это требует значительных усилий, которые будут повторяться снова. Бахрейнская женщина имеет много исторических преимуществ, и она впереди других женщин Залива во многих вещах. Она первая в госпитале, в школе, в суде, в министерстве, поэтому надо идти на выборы снова и снова. Нам надо строить культуру достоинства, позволяющую изменить общественные представления, — ответила Латифа.
В 2010 году Латифа аль-Гауд во второй раз стала парламентеркою и была избрана главой финансового комитета нижней палаты.
В 2014 году кандидатками стали 22 женщины. В 2018 году для борьбы за место в парламенте зарегистрировалось рекордное количество женщин — 41.
В 2018 году Латифа баллотировалась в парламент в пятый раз с избирательным лозунгом: «За Родину и народ эти усилия и воля — и движение вперед!». Накануне выборов, которые состоялись 24 ноября, Латифа объяснила свои избирательные амбиции: «Я действую ради Родины и соотечественников, и моя избирательная программа была выбрана после консультаций с избирателями».
Амаль аль-Кубайши
Одна из самых успешных и известных политиков арабского мира. Ее политическая карьера началась в науке.
— Все, чего мы достигли сегодня, мы достигли естественным путем, постепенно, шаг за шагом. Мы поднялись на вершину пирамиды, потому что заслужили уважение, а уважение — главный показатель на международном уровне отношения к женщинам в целом. К тому же мы первые стали на путь расширения прав и возможностей женщин в арабском мире. И сыграли заметную роль в преодолении разницы в отношении к мужчинам и к женщинам (Euronews, 2016).
Амаль аль-Кубайши получила европейское образование и диплом докторши философии архитектурной инженерии в университете Шеффилда (Великобритания). Она единственная в мире имеет докторскую степень по охране архитектурного наследия ОАЭ. Амаль преподавала в университете ОАЭ, сотрудничала с ЮНЕСКО, чем помогла сохранить более 350 исторических объектов в Эмиратах, в частности крепости Аль Джахили и Форт Каср аль-Хосн.
В 2006 году Амаль впервые избрали депутатом Федерального национального совета Объединенных Арабских Эмиратов, что сделало ее первой женщиной-депутатом в истории ОАЭ. Ее выбирали три каденции подряд. Далее были должности президента Комитета по вопросам образования, молодежи и культуры, члена Комитета по вопросам охраны здоровья, труда и социальных вопросов.
В 2011 году Амаль была выбрана первой заместительницей спикера национального совета и уже через год стала первой женщиной, которая руководила сессией совета. В 2014 году ее назначили председателем Совета по образованию в Абу-Даби. В 2015 году из 40 парламентариев ОАЭ, из которых 8 женщин, а это 22,5% от общего состава, большинство избрало Амаль аль-Кубайши главой Федерального национального совета, что сделало ее лидером национальной ассамблеи.
В Арабских Эмиратах Совет не является законодательным органом, а имеет консультативный характер. Тем не менее, представительство в ней женщин имеет огромное значение.
— Предвыборная кампания, выборы и, наконец, победа. В то время я была единственной женщиной, которая дошла до финиша. Я прошла этот путь не для себя, а для своей страны. И только через десять лет я смогла баллотироваться на пост председателя парламента и занять это место. Это большое достижение, и моя страна Эмираты, может гордиться тем, что женщина смогла подняться так высоко. Не секрет, что во многих странах мира женщинам труднее достичь вершины политической карьеры, иногда это занимает годы и годы. Наш опыт в ОАЭ превзошел все ожидания, — прокомментировала свой политический путь Амаль аль-Кубайши в интервью каналу Euronews.
Наталия Малиновская, политолог
перевод на рус.яз. АрабМир