Обзор событий в Сомали
На первый взгляд, поддерживаемое из-за рубежа правительство Сомали чувствует себя неплохо. За последние два года оно пожало плоды возврата под свой контроль главных городов страны миротворцами Африканского Союза, после двух десятилетий клановой войны, перемежающейся правлением исламистов. А 29 июля правительство предотвратило нечто вроде переворота посредством помещения в тюрьму "духовного отца" исламизма в Сомали, шейха Хасана Захира, более известного под именем Авейс. Краснобородый 78-летний старик может быть жертвой внутренних разборок в "аш-Шаббаб", связанном с "аль-Каидой" движении, которое постепенно теряет власть, но все еще способно наносить вред посредством взрывов бомб самоубийцами тут и там.
Но видимость может ввести в заблуждение. Президент Хасан Шейх Мохамуд, вступление в должность которого бурно приветствовали в прошлом году, обвиняется в использовании полевых командиров для установления своей власти над разделенной страной. Отчет, который должен быть направлен в Совет Безопасности ООН, и который подготовили независимые эксперты, гласит, что правительство использовало предводителей соперничающих группировок боевиков для взятия под контроль Кисмайо, второго по величине города страны. Согласно отчету, мистер Мохамуд, получающий большие деньги от Западных правительств, "привлекал клановых полевых командиров", и некоторые из них связаны с "аш-Шаббаб".
Район вокруг столицы, Могадишо, является более или менее подконтрольным правительству. Но юг Сомали погружен в пучину борьбы за власть. Пять соперничающих предводителей группировок боевиков присвоили себе титул "президента Джубаленда", региона, в котором находится Кисмайо. По крайней мере 40 человек было убито в прошлом месяце, когда между ними происходили столкновения. Наиболее могущественным является шейх Ахмед Мадобе, чья бригада Рас Камбони помогла кенийской армии выбить "аш-Шаббаб" из Кисмайо в прошлом году. Пользуясь поддержкой Кении, он отказался позволить представителям центрального правительства войти в Кисмайо. Его главным соперником является Барре Хирааль, другой полевой командир, который иногда действовал совместно с "аш-Шаббаб".
Борьба идет между двумя главными кланами Сомали, Дарод, шейха Мадобе и Хавийя, президента Мохамуда. Конфликт между "суперкланами", также, как и внутренние баталии между мириадами субкланов, питает гражданскую войну в Сомали на протяжении уже двух десятилетий.
В этом контексте, унизительный арест шейха Авейса может возыметь обратный эффект. Он обещал провести переговоры с правительственными чиновниками, но вместо этого был арестован и претерпел грубое обращение со стороны солдат. Это может расколоть клан Хавийя, к которому принадлежат и арестованный исламист и президент.
Что делает ситуацию еще хуже, движение "аш-Шаббаб" оказалась не настолько разделенным, как казалось. После недавних разборок, один из главных лидеров был убит, а шейх Авейс арестован, - теперь командование сосредоточилось полностью в руках Ахмеда Абди Годане, которого считают наибольшим сторонником союза с "аль-Каидой" во всем движении "аш-Шаббаб". 19 июня самоубийцы из "аш-Шаббаб" протаранили главные ворота представительства ООН в Могадишо; боевики ворвались и убили, по крайней мере, девять человек. Ник Кей, британец, который недавно был назначен специальным посланцем ООН в Сомали, храбро заявил, что не будет отступать в виду нападения.
Источник: The Economist