Наследие, итоги и уроки «арабской весны» в современном аналитическом и информационном дискурсе арабского мира.

29 ноября 2016 1572

Приближается шестая годовщина начала «арабской весны» — события, которое не только всколыхнуло арабское общество, но и оставило неизгладимые последствия для его судьбы. Практически по единодушному мнению исследователей Ближневосточного региона, сегодня, даже после временного поражения этой революционной волны, арабский мир стал другим, он уже просто не сможет вернуться в период всенародных арабских революций, кто бы этого не хотел.

События, уроки и последствия этой яркой страницы в истории арабского мира останутся надолго в качестве одной из главных тем и в научных исследованиях, и в публицистике, и в средствах массовой информации.

Наглядным подтверждением сказанного является и нынешняя, довольно ожесточённая дискуссия среди арабских интеллектуалов по указанным вопросам.

В ходе этой полемики довольно отчётливо вырисовываются три версии оценки «арабской весны».

Начну с первой — той, которая объявляет это событие «катастрофой», «трагедией» для арабского мира. Одним из наиболее известных её «симпатиков»является Абдулрахам аль-Рашед, бывший генеральный менеджер новостного канала «Аль-Арабийя» и бывший главный редактор базирующейся в Лондоне ежедневной газеты «Ашшарк аль-Авсат», долголетний политический колумнист. В своей статье на сайте «Аль-Арабийя» «По поводу полутриллионной стоимости арабской весны» Аль-Рашед приводит данные Комиссии по экономическим и социальным вопросам Западной Азии ООН (ESCWA), которая подсчитала, что «арабская весна» обошлась в $613 млрд, что эквивалентно 6% регионального ВВП. По мнению колумниста, потери от «арабской весны» являются ещё более весомыми: «революции „арабской весны“ провалились в достижении почти всех обещаний в сфере демократии, гражданских прав, свободы, транспарентности, развития, стабильности, обеспечения безработных работой, повышения стандартов жизни и экономического процветания».

Главную причину поражения он видит в том, что ни лидеры этих революций, ни политические силы, которые они возглавили «не придерживались ценностей современного государства». Аль-Рашед указывает, что «исламисты настаивали на том, что они должны управлять единолично, так же вели себя и леваки до тех пор, пока они не упустили свой шанс в Египте, Тунисе, Ливии и Йемене».

Что ж, известный арабский колумнист давно известен своим неприятием «арабской весны» и пытается найти веские аргументы в пользу своей позиции. Но активно и громко педалируя на одних цифрах, аль-Рашед замалчивает другие. Так, он сознательно не говорит о тех колоссальных потерях, которые понёс арабский мир в течение нескольких десятилетий безраздельного господства диктаторских и авторитарных режимов. Об этом достаточно убедительно говорят доклады ООН по гуманитарным измерениям состояния арабского мира в течение первой декады ХХI века.

Вторая позиция, которой придерживаются некоторые арабские публицисты, учёные, состоит в выражении отчаяния, фрустрации вследствие поражения арабской весны. Типичным представителем этой позиции является Мухаммед Чтату, политический аналитик и профессор Рабатского университета. В своей статье «Почему арабская весна стала арабским миражом?» на Фикре, форуме Вашингтонского института ближневосточной политики, пишет: «так называемая „арабская весна“ и арабский мир, к несчастью, последовательно движется по направлению к тотальному хаосу». Правда, он задаётся вопросом, является ли это «началом креативного хаоса, что приведёт к лучшим временам для региона и его народов, или началом ещё более тяжёлого, чем можно предположить?».

Как правило, представители этой платформы отношения к «арабской весне» подавлены, разочарованы и, в лучшем случае, верят лишь в чудо.

И, наконец, имеется ещё одна группа арабских исследователей и публицистов, которые не просто раскрывают объективные причины поражения той волны арабских революций, которые произошли в 2010—2013 гг., но и дают глубокий анализ того, какие уроки должен осмыслить для себя арабский мир, что нужно сделать, чтобы совершить прорыв, выйти на передовые позиции в развитии человеческой цивилизации. К числу ярких представителей этой группы арабских интеллектуалов принадлежит Марван Муашер, бывший министр иностранных дел и заместитель премьер-министра Иордании, нынешнийвице-президент Института Карнеги по исследовательской работе. Его перу принадлежат такие известные во всём мире монографические исследования, как «Второе арабское пробуждение» и «Битва за плюрализм».

В опубликованной на днях статье в таком знаменитом международном центре мысли «Проекте Синдикат» под названием «Экономический ультиматум для арабского мира» Муашер подчёркивает: «Если ближневосточные страны не начнут осуществлять реальный прогресс в фундаментальных политических и экономических реформах, следующая региональная смута неизбежна». Иорданский исследователь пишет, что наступил поворотный пункт в отказе от той рентной системы, с помощью которой арабские правители управляли обществом, сейчас политики должны приступить к труднодостижимому, но возможному установлению новых социальных контрактов.

Предыдущий рентный социальный контракт, который был установлен почти век назад, означал, что общество, по сути, закрывало глаза на то, что правительства не могли обеспечивать необходимый уровень базовых социальных обязательств, связанных с охраной здоровья и образования, создания необходимого количества рабочих мест, качественного питания и реальных субсидий.

Экономика ряда арабских стран, полностью основанная на нефти и газе, позволяла «покупать» лояльность своих граждан. Страны, где не было этих природных ресурсов, получали иностранную помощь и поступления от своих граждан, работающих в соседних богатых государствах. Такая политика укрепляла культуру зависимости и не позволяла развивать личную инициативу, в том числе и частный сектор.

Теперь же, когда цены на нефть резко упали и арабские правительства подошли к лимиту своей возможности опираться на нефтедоллары, наступил чрезвычайно благоприятный период для глубоких и фундаментальных реформ, которые затребуют не только использование новых моделей экономического роста, но и более компетентных правительств и управления.

Первая волна арабских восстаний, начавшаяся в декабре 2010 года, была попыткой слома старой социальной системы. Сегодня только Тунис стал страной, где новый социальный контракт начал замещать старый, основанный на рентных отношениях. У остальной части арабского мира есть две альтернативы. Его лидеры могут начать борьбу с раковой опухолью несовершенного и отжившего статуса-кво, с болью и осознанием того, чем такая борьба может закончиться, или они будут ждать пока эта раковая опухоль их сожрёт.

Сегодня в арабском мире появляются убедительные примеры осознания правящими кругами необходимости приступить к существенным реформам, своеобразной «революции сверху». Примером этому является принятие в Саудовской Аравии широкоформатной программы реформ «Видение 2030», цель которой состоит в отказе от опоры на нефть и переходе к новой экономической модели, проведении политики открытости, развития инициативы.

Фактически эта программа стала ответом на те нерешённые задачи, которые поставила «арабская весна». Ясно, если бы шесть лет назад не произошли эти всенародные выступления, арабское пространство оставалось бы погружённым в тину безнадёжно отставших от жизни общественных отношений.

Это также означает, что именно те арабские интеллектуалы, которые не злорадствуют и не плачут, а формируют обоснованные и аргументированные ответы на злободневные вопросы развития арабского общества, являются важной составной частью того политического класса, который неизбежно откроет двери арабскому миру к новым стандартам, стандартам ХХI века.

Вячеслав Швед