Насилие в Ираке
После длившегося почти пять лет затишья, когда казалось, что Ирак может оправиться после гражданской войны, страна была снова ввергнута в кошмары витка атак, цели которых все расширяются. Последние четыре месяца были самыми кровавыми с 2008 года; около 3 000 человек погибло, более 7 000 ранены. Но Исламское государство Ирак, самая последняя личина Аль-Каиды, теперь сильно расширило диапазон своих атак - от традиционных нападений на силы безопасности, шиитские мечети и базары, до нападений самоубийц со взрывчаткой на кафе и похоронные процессии.
На севере страны, в провинциях Дияла, Киркук и Ниневия, а также в провинции Анбар на западе страны, борьба за контроль между повстанцами аль-Каиды, недавно появившимися суннитскими экстремистскими группировками и снова появившимися шиитскими боевиками представляет собой заряд смертельного коктейля. Иракские чиновники безопасности говорят, что они пленили или убили более 70% людей аль-Каиды в Багдаде и что количество успешных атак на полицейские участки и правительственные учреждения пошло на убыль.
Но за пределами столицы угроза возрастает. Аль-Каида перегруппировалась в прилегающих племенных территориях, которые традиционно использовались как аванпосты для нападений на Багдад. Регулярные нападения на полицейские патрули и на военные блокпосты, а также, ежедневные убийства чиновников и сотрудников Министерства Внутренних Дел вынуждают силы безопасности защищаться.
Генеральный Секретарь ООН, Пан Ги Мун, высказал обеспокоенность в связи с тревожным ростом насилия, ставшим результатом того, что политический процесс в Ираке никак не может выйти из тупика, а также результатом воздействия конфликта в соседней Сирии. "Поля сражений (в Ирака и в Сирии) сливаются", - сказал Мартин Коблер, эмиссар ООН в Ираке, Совету Безопасности 16 июля. В действительности, иракское правительство настолько озабочено суннитскими боевиками, приходящими из соседней Сирии, что физически отгораживается от своего раздираемого войной соседа посредством рытья более глубоких траншей и возведения более высоких заграждений вдоль границы.
Отравленный политический климат Ирака во многом ответственен за насилие. Существует распространенная широко в обществе уверенность в том, что некоторые политические партии, представленные в парламенте Ирака, сами стоят за некоторыми подрывами и убийствами. Также, существуют предположения, что шиитский Иран и суннитская Саудовская Аравия финансируют некоторые из наиболее ярых группировок боевиков. Иракские чиновники говорят, что Турция и страны Персидского Залива, включая Катар, также вовлечены в это; но все они отрицают сие.
Даже согласно прискорбным иракским стандартам, последние атаки, осуществленные во время священного для мусульман месяца Рамадан, были шокирующими. Среди погибших оказались девять мальчиков, взорванных во время игры в футбол на улице в Багдаде, десятки молодых людей, подорванных в кафе в Киркуке во время распития вечернего чая. После того, как бомба взорвалась на похоронах на северо-востоке Багдада 11 июля, члены скорбящих семей, оплакивающих своих близких, нервно всматриваются в лица пришедших выразить соболезнования, пытаясь определить нет ли среди них самоубийцы-подрывника.
Источник: The Economist