Мавритания: проблема рабства все еще существует

13 сентября 2013 3366

В Мавритании удивительное путешествие человека от рабства к свободе - и обстоятельства, которые он преодолел для освобождения своей семьи - предоставляет редкую возможность заглянуть в малоизвестный мир.

В офисе организации SOS Esclaves, в столице Мавритании, Нуакшоте, Маталлах Ульд Мбарак Альсалем готовит чай. Маталлах - уборщик и посыльный в офисе SOS Esclaves, неправительственной организации, цель которой заключается в борьбе с рабством и в оказании помощи рабам и бывшим рабам. Он сам по себе.

Он родился в пустыне, на северо-востоке Мавритании, его мать была из прослойки харратинов, рабов, и, по традиции, таковым был и он сам. Харратины, главная каста рабов, - это потомки черных африканских этносов, подчиненные в своей массе белым арабам и берберам. Согласно оценкам, 10 - 20% из 3,5 миллионного населения Мавритании составляют рабы, хотя точные цифры трудно установить.

Они являются собственностью своих хозяев и живут в ожидании их приказаний - как и их дети, которые часто являются плодом хозяйского изнасилования. Спасение от рабства - дело редкое и часто единичный подвиг, требующий стечения целого ряда почти невероятных обстоятельств. Маталлаху повезло. Он и сам является неординарным человеком.

Семейные узы

"Маталлах - это единственный бывший раб, изо всех мне известных, которому удалось освободить свою семью", - говорит Мессауд Бубакар, который руководит SOS Esclaves в Мавритании.

"Освобожденные рабы редко говорят о семьях, которые им пришлось оставить. Маталлах говорил о своей семье и неоднократно пытался ее освободить, и ему это удалось".

В качестве раба, обязанности Маталлаха, как и его сестры Шевды, и других рабов, заключались в том, чтобы пасти хозяйских верблюдов и коз, готовить пищу, таскать воду и дрова. Простые ошибки карались ударами кнута.

Выпасая верблюдов Маталлах часто оказывался далеко в пустыне, вдали от хозяина. Однажды, в 2004 году, он передвигался - сам того не зная - около границы с Мали со своим стадом, и к нему подошли жандармы, из полицейского пограничного патруля. Они сказали, что им нужен кто-то, кто пас бы и доил их верблюдов, и спросили не интересует ли это его.

"Я сказал им, что я раб и не могу уйти с ними из-за моего хозяина, и что меня будут бить, если я так поступлю", - рассказал Маталлах.

Но это был не конец. Командир жандармов пожелал узнать больше. Он расспрашивал Маталлаха о его положении, о положении его сестры и ее детей. Командир спросил, хотели ли бы он стать свободным.

"Я сказал ему "да", но я хотел бы получить гарантии того, что меня никогда не вернут моему хозяину", - говорит Маталлах. "Он меня заверил, что я никогда не вернусь к нему".

Разборки с хозяином

Но хозяин Маталлаха и его братья нашли его на военной базе, они начали с ним разборки и требовали возвращения им своей собственности. Но командир сказал, что решение остается за Маталлахом.

"Мой хозяин начал говорить мне, что я должен вернуться с ним, потому что он был моей семьей, моим родителем, а его братья и сыновья были моим племенем", - говорит Маталлах. "Я сказал ему, что он не был моей семьей, что он насиловал мою мать и сестру прямо передо мной, бил меня и моего брата постоянно, и что для меня лучше умереть, чем вернуться к нему".

Благодаря протекции жандармов, Маталлах остался свободным, а при поддержке SOS Esclaves он обосновался в Нуакшоте. 

Спустя год, Бубакар и SOS Esclaves определили местонахождение его матери и брата, которые также сбежали из рабства и жили в лагере для беженцев в Западной Сахаре. Но семья оставалась неполной, недоставало Шевды и ее детей.

Маталлах не сидел сложа руки, пока не нашел их. SOS Esclaves дала ему деньги и дважды он путешествовал по пустыне ища их. Он обратился за помощью к жандармам, но ему сказали, что он должен заплатить 5 000 долларов и предоставить точные координаты их местонахождения.

Но в начале этого года, Бубакар и Маталлах узнали, что в искомый регион назначен новый командир жандармерии, и что он сам хараттин. Это полностью изменило дело.

Мавритания глубоко разделена по этническим признакам. Белые арабы и берберы составляют большинство правящего класса и изо всей силы держатся за власть. Поскольку рабовладельцы относятся к этой же этнической группе, чиновники редко вмешиваются против них.

В марте этого года, жандармы связались с Маталлахом и, в сопровождении 15 из них, Маталлах и Бубакар провели два дня в передвижениях по пустыне. Они нашли Шевду и ее детей, - те выпасали верблюдов и овец, разбредшихся на многие километры. Жандармы собрали всех 10 членов семьи и предоставили им свободу.

Теперь Маталлах, его сестра и ее дети, живут в двух хижинах, построенных из проволоки и обрывков ткани, на пустыре между хорошими домами в Нуакшоте. Хотя они и бедные, каждая заработанная ими угия (денежная единица Мавритании) принадлежит им, и они сами могут определять как им вести новую жизнь.

Роберт Ашер и Сафа Факи

Источник: AllAfrica