Мавритания: исход населения из сельской местности

19 января 2014 2811

Исход населения из сельской местности подрывает общественные устои в Мавритании.

На протяжении десятилетий, трудоспособные мужчины покидали свои родные деревни в поисках работы в местных городах или столицах, возвращаясь в сезоны посева или сбора урожая, когда это было возможным.

Мавритания не исключение, но этот феномен имеет здесь свою специфику, говорят несколько агентств по оказанию помощи, одна за другой деревни лишаются трудоспособных мужчин, и эта динамика начинает затрагивать другие социальные параметры.

Неправительственная организация Caritas and Action Against Hunger (ACF) оценивает что 75% трудоспособных мужчин в деревнях регионов Гуидимаха и Горгол покинули их и переселились либо в местные города, либо в столицу, Нуакшот.

Они берутся за работу на стройках или в портах Нуакшота и Нуадибу, нанимаются на работу в сельскохозяйственных угодьях, таких как Россо, Каэди или Селибаби, становясь погонщиками конных подвод, или начинают мелочную торговлю.

Исход сельского населения в этих регионах, как и в Ход эль-Гарби или Ход эль-Шаргуи, не прекращается уже 40 лет, говорит генеральный секретарь министерства развития сельской местности Мохаммед Ульд Аида.

Джухейда Минт Махмуд, которая проживает в деревне Ульд Рами Будизем, что в регионе Гуидимаха, сказала в интервью IRIN, что наихудшие времена для деревни наступили четыре года тому назад, в период засухи 2008 - 2009 годов. "Тогда даже женщины покидали деревню и отправлялись на поиски работы в Сенегале.. Я поехал в Тиябу (в Сенегале), чтобы отправлять домой еду и деньги или все, что я мог бы найти, для молодых женщин и подростков, которые там остались", - сказала она, показывая сотрудникам IRIN свои мозолистые руки и покрытые шрамами ноги, - такими они стали в результате ручной работы в поле.

Сейчас она получает регулярную помощь от ACF, что позволяет ей оставаться дома.

Нарушение общественных устоев

Следующие один за другим продовольственные кризисы и последовательные волны исхода населения из сельской местности начали подрывать социальный порядок в некоторых деревнях, - говорит Юбу Ульд Эль-Ид, вождь деревни Вомпу в регионе Гуидимаха. Деревня служит домом для примерно сотни человек - и только дюжина из них - мужчины.

Среди оставшихся - юноши и подростки, которые покинули школу - они часто дерутся между собой, - сказал Эль-Ид. "Но нет рядом братьев, отцов, дядьев, чтобы разрешить эти трения; а старейшины не могут присутствовать везде и повсюду, чтобы урегулировать конфликты между ними", - сказал он IRIN.

Если женщины привыкли заниматься тяжелым сельскохозяйственным трудом, и всегда доминировали в садоводстве, то им была польза от того, что мужчины находились рядом, они помогали им сеять некоторые злаки, такие как рис, говорит Эль-Ид.

Мати Минт Буаде, генеральный секретарь департамента по делам семьи и детей в Нуакшоте, говорит, что исход оказал "пагубное воздействие на посещаемость школ". Поскольку очень немногие женщины получили школьное образование, маловероятно, чтобы не ходившие в школу женщины придавали первостепенное значение образованию, - говорит она.

"Многие дети попросту предоставлены сами себе, они живут со своими матерьми или бабушками, они не получают должного воспитания", - сказала она IRIN, подчеркивая, что департамент пытается объяснить важность образования среди женщин в уязвимых деревнях.

От отношения матерей к образованию многое зависит, а те из них, которые не ходили в школу сами вряд ли станут придавать ему большое значение когда встанет вопрос о будущем их детей, - сказал Бубакар Ульд Мессауд, президент правозащитной группы SOS Esclaves, которая занимается проблемой рабства, все еще широко бытующего в Мавритании и оставляющего людей "неподготовленными" к тому, чтобы управлять своей жизнью или жизнью своих детей.

Учащение разводов

Хотя теоретически исход населения из сельской местности должен поднять доходы домохозяйств - несколько семей, с которыми разговаривали сотрудники IRIN, отмечали, что получают до 80 долларов в месяц в виде денежных переводов из городов - это происходит не всегда, как говорит Минт Буаде.

Некоторые мужчины устраиваются на работу в городах и бросают свои семьи. "Нередко, они берут себе вторую или третью жену", - сказала она в интервью IRIN.

Также, участились случаи разводов в некоторых общинах Гуидимахи и Горгола, - говорит Мохаммед Ульд Булла, - аниматор из ACF, - особенно, среди общественной прослойки хараттинов.

Двадцатичетырехлетняя Зейнабу Минт Вали, из Мезеин Тершитта в Горголе, живет одна с тремя своими детьми. Ее муж прибыл домой, чтобы развестись с ней, а после этого вернулся в Нуакшот. Треть трудоспособных мужчин покинула сельскую местность, - оценивает Булла из ACF.

Помимо того, что денежные переводы домой используются для покрытия базовых нужд, в этой и других деревнях появился особый феномен, - говорит он, - когда даже самые бедные семьи стремятся показать материальные ценности, приобретенные благодаря денежным переводам из городов.

Таким образом, значительная часть полученных денег тратится на мобильные телефоны, одежду и церемонии, что ввергает семьи в долги, несмотря на получение денежных переводов.

В значительной степени, по причине такого финансового давления являются высокими уровень разводов и уровень отказа от семьи, - говорит Булла.

Увеличение доходов крестьян

Правительство и организации по оказанию помощи пытаются увеличить доходы крестьян и улучшить ситуацию со снабжением их продовольствием, и таким образом побудить мужчин оставаться дома.

Например, министерство сельскохозяйственного развития распределило маленькие участки земли и некую утварь среди особо уязвимых семей в Трарзе, Горголе и Гуидимахе, которые вместе известны под названием "треугольник бедности".

В провинции Бракна, это же министерство осуществляет проект с Африканским Банком Развития с 2010 года, обучая местных земледельцев поливному земледелию. Это делается в надежде на то, что увеличится использование пригодных для поливного земледелия земель и упрочится продовольственная безопасность в сельской местности.

На данный момент, 5 200 гектаров засевается злаками по этой схеме, согласно Дага Мисса Абадаллахи, директору отдела сельского хозяйства в мавританском представительстве Африканского Банка Развития.

Глава министерства сельскохозяйственного развития, Мохаммед Ульд Аида, говорит, что с 2010 года около 1500 мужчин вернулись в свои деревни благодаря этому проекту.

Целевые для проекта домохозяйства показывают улучшение жизненных условий, улучшение санитарии, увеличение доходов и улучшение питания их детей.

Поддержки благотворительных организаций, как правило, не хватает для удержания мужчин дома, но когда она касается комплекса проблем - водоснабжения, сельскохозяйственного инвентаря, посевного материала и денежной помощи - то в таком случае она с большей вероятностью может достичь цели, - говорит обозреватель.

Осман Ульд Сиди Али является одним из немногих, кто остался в своей деревне Ульд Рами Будизем в бедственный период 2011 - 2012 годов. Его семья получала денежные переводы, а также семена и инструменты от ACF, чтобы иметь возможность работать на своем поле, на котором было посеяно просо и кукуруза.

"Прежде чем мы начали получать помощь от международных организаций, мой муж часто покидал деревню в поисках работы", - говорит Джухейда Минт Махмуд, жена Али. "Теперь.. ситуация более-менее сносна. Все оставшиеся мужчины сейчас занимаются сельским хозяйством. В этом году, не все они покидали деревню в поисках работы".

Но прогресс остается неустойчивым, говорит консультант ЕС Аарт ван Ден Хейд. Правительство помогает "усиливать сопротивляемость отдельных домохозяйств внешним угрозам... но в случае всего лишь одного года засухи... весь механизм удержания ситуации под контролем дезинтегрируется, и это снова вынудит мужчин покинуть родные деревни", - сказал он в интервью IRIN.