Мальдивская весна переживает глубокий кризис

10 октября 2013 4082

Встает закономерный вопрос, зачем жителей Мальдивских островов просили голосовать на президентских выборах 7 сентября? Ведение кампании и само голосование прошли отлично. Соревнование кандидатов выглядело справедливым и свободным. Наш корреспондент, который побывал как на отдаленном атолле, так и в столице, городе Мале, не видел и не слышал ничего неблагоприятного в ходе кампании.

Независимая избирательная комиссия и местные наблюдатели на выборах пришли к выводу, что они прошли хорошо. С этим согласилась большая команда международных наблюдателей. (Заведомо, Британскому Содружеству, Европейской Комиссии и другим намного легче набирать наблюдателей за выборами на Мальдивских островах, чем в Афганистане или где-либо еще). Результат, также, всецело оправдал ожидания и прогнозы. Мохаммед Нашид, бывший президент, которого отстранили от власти в 2012 году в результате, как он небезосновательно говорит, переворота, набрал 45% голосов.

Ему только немного не хватило для победы, однако, он был вынужден пойти на второй тур выборов, назначенный на конец сентября. Еще, горстка влиятельных лиц не могла бы выдержать перспективы при которой Нашид действительно пришел бы к власти и занял бы должность в результате победы во втором туре выборов. Поначалу суды вынудили армию и полицию остановить второй тур голосования. Затем, несмотря на то, что 45% населения уже сделали свое волеизъявление, Верховный Суд постановил 7 октября аннулировать результаты первого тура выборов.

Это выглядит смехотворным. Не было выявлено никаких существенных нарушений в ходе первого тура. Суд заявляет, что располагает "секретным" полицейским отчетом, изобличающим серьезные нарушения, но этот отчет не был показан даже Избирательной Комиссии, естественно, он не был обнародован. 8 октября Нашид заявил: "не было уважительных причин для аннулирования результатов выборов". Он пожаловался, что его адвокатов не допустили на заседание суда и предостерег, что могут последовать протесты и прочие проблемы. "Несколько судей полагают, что должны аннулировать результаты выборов, на которых присутствовало много наблюдателей и которые были признаны международным сообществом. Случалось ли такое ранее?"

Изначальное обжалование выборов было сделано кандидатом, который занял третье место, Касимом Ибрахимом, курортным бонзой с глубокими карманами (и параллельно с этим исламистским кандидатом, - Ред.). Это было сделано для отвода глаз власть имущими - теми, кто связан с бывшим диктатором страны, Мамуном Абдул-Гаюмом - они пытаются погубить всякие ростки демократии в масштабах всей страны.

Предположительно новый первый тур выборов состоится 20 октября, при этом полиция стягивает подозрительно значительные силы для надзора. В действительности, махинаторы и влиятельные лица говорят избирателям уйти прочь и попробовать снова, и так, пока не будет получен иной результат. Но мистер Нашид, однажды, сказал, что не будет принимать участие в предполагаемом новом первом туре; он требует вместо этого провести второй тур выборов. (Нашид спешит добавить, что если проведение нового первого тура будет предписано Избирательной Комиссией - а не только Верховным Судом - он несомненно примет в нем участие).

В действительности, если бы состоялись свободные выборы сейчас, то скорее всего Нашид и оппозиция выиграли бы их сходу. Столица страны, Мале, уже сотрясается регулярными протестами и ростом напряженности. 7 октября поджигатели напали на телевизионную станцию, связанную с оппозицией, и разрушили ее. Ширятся забастовки, а профсоюз работников курортов может вскоре перенести акции протестов на атоллы, где отдыхают иностранные молодые пары, нежась под солнышком на пляжах и пребывая в полном неведении (относительно происходящего в стране). Другими словами, туристическая индустрия, самая важная отрасль экономики страны, скорее всего скоро пострадает.

До сих пор иностранцы мало беспокоились из-за угрозы демократии на Мальдивских островах. Но иностранные протесты и критика обеспечены. Унизительное производство дел в Верховном Суде предполагает необходимость капитального реформирования всей судебной системы. Чтобы это стало возможным стране нужно завершить свой нынешний избирательный процесс - со вторым туром голосования - а затем обратить самое пристальное внимание на тех, кто близок к бывшему диктатору. Возможно наибольшее прискорбие изо всего вызывает унизительное поведение действующего президента, Мохаммеда Вахида, бывшего бюрократа ООН, который набрал всего лишь 5% голосов в ходе первого тура. Он мог бы несколько восстановить свое достоинство и доверие к своей должности, если бы осудил попытки сокрушить демократию. Однако, он самым позорным образом хранит молчание. Нашид обвиняет его в "попытке удержаться у власти без выборов".

Источник: The Economist