Ливия: кризис, выбор и изменение
Ливийские боевики продолжают угрожать демократическому процессу в стране.
Прошло три года с момента ливийской революции, а страна все еще получает травмы от насилия, обусловленные невежеством, упрямством и отсутствием уважения к легитимности выборных институций. Самые последние социальные и политические волнения такого рода последовали за ультиматумом, который выдвинули бригады "Аль-Кака" Зинты и "Саваик", два самых сильных формирования в Триполи.
Члены группировки "Аль-Кака" полагали, что они действуют в интересах ливийцев, дав членам Всеобщего Национального Конгресса (ВНК) пять часов для того, чтобы уйти в отставку во избежание ареста и тюремного заключения. Ультиматум последовал на волне массовых демонстраций, охвативших Ливию с 5 февраля в связи с тем, что ВНК решил продлить свои полномочия, истекшие 7 февраля.
Протестующие требовали передачи власти другому органу, который объявил бы о проведении новых выборов. Демонстрации были ненасильственными и, в большей степени, стали проявлением недовольства и гнева из-за бездействия Конгресса, чем народным переворотом.
Группировка "Аль-Кака", на которую ВНК возложил обязанность служить в качестве подразделения пограничной охраны, внесла значительный вклад в выбивание сторонников Каддафи из их баз на юге Ливии. Осмелевшие, их лидеры решили взять дело в свои руки и заставить сделать то, что они полагали является волей народа.
Реакция ливийцев на это одностороннее действие была быстрой, осуждающей и не прощающей. За исключением поддержки от Ибрахима аль-Джасрана, главы Политического Бюро Киренаики, почти все ливийские политические группы осудили такой шаг и встали на сторону ВНК как единственного легитимного управляющего органа в Ливии. Другая мощная вооруженная группировка в Триполи, отряды Мисурата, пригрозили зинтанцам немедленным возмездием, если те не откажутся от своих планов.
Другие, более мелкие вооруженные группировки в стране выразили такие же настроения и таким образом положили конец восстанию и подрыву легитимности в Ливии. ВНК немедленно приостановил выполнение бригадами их полномочий и приказал арестовать их лидеров, которые замышляли восстание.
Мало кто думал, что зинтанцы зайдут так далеко, принимая во внимание тот факт, что Конгресс должен был отреагировать на требования народа и сложить полномочия. Теперь он начал размышлять как произвести процесс передачи власти до июля 2014 года.
Подобные инциденты могут произойти снова, хотя теперь это представляется крайне маловероятным. Народная реакция и настаивание на неприятии изменений посредством насилия являются похвальными. Они подтвердили легитимность политических институций и демократического процесса как единственных средств для установления и устранения политического кандидата. Эта поддержка, оказанная народом ВНК, будет и дальше служить фактором консолидации легитимности избранных народом институций и демократического процесса.
Интересы государства против интересов боевиков
Другой урок, извлеченный из этого недавнего эпизода конфликта, заключается в осознании того, что интересы боевиков и интересы государства могут совпадать иногда, но не всегда. Поэтому лучше пренебречь их интересами во имя соблюдения интересов государства. Сейчас более чем когда-либо ливийцы хотят видеть конец боевиков и хаоса, который они породили.
Городской совет Триполи призвал Конгресс активизировать работу в целях усиления военного законодательства, запрещающего боевикам входить в столицу или действовать в ней. Также, впервые за все время пребывающая в зачаточном состоянии ливийская армия показала свои мускулы и пригрозила применить силу против всякой группировки, подрывающей легитимные институции в стране.
К этому нарушению субординации и к предыдущей попытке переворота, совершенной бывшим генералом Халифой Хифтером, привела неспособность Конгресса работать должным образом. Соперничество между Братьями-мусульманами (ливийскими) и Силами Национального Альянса, в значительной степени, парализовало парламент и выплеснулось за его пределы. Правильно или ошибочно, многие группы винят Братство во многих бедах страны, с которыми она сейчас сталкивается.
Враждебность Братства по отношению к премьер-министру Али Зейдану была в центре политических дебатов, длившихся на протяжении последних трех месяцев в Конгрессе в ущерб другим вопросам. Братство хочет устранить Зейдана, но не может получить 120 голосов, которые для этого требуются. Силы Национального Альянса, в свою очередь, противостоят Братству, тем не менее, они также хотели бы заменить Зейдана своим лидером Махмудом Джибрилем, чьи связи с предыдущим режимом не дают ему занять должность. Альянс желает обсуждать вопрос, связанный с премьер-министром, только после того, как будет отменен закон, не позволяющий лицам, связанным со старым режимом, занимать государственные должности.
Согласно всем показателям, Братство сегодня является непопулярным, но и Силы Национального Альянса также не слишком популярны, в частности, после того, как СМИ опубликовали отчет, в котором говорится, что Абдулмаджид Милайктах, председатель управляющего комитета Сил Национального Альянса, является братом Османа Милайктаха, командира бригады "Аль-Кака". В заявлении бригады говорится, что Братство ответственно за все проблемы и выражается поддержка Джибрилю. Немедленно, Джибриль и Абдулмаджид Милайктах отвергли любые связи с бригадой "Аль-Кака" и какое-либо отношения к угрозам, которые звучали в адрес членов Конгресса.
Подлинная проблема Ливии заключается в концентрации власти только в руках ВНК. Ничто не может произойти без одобрения ВНК. Правительство не имеет власти для того, чтобы что-то сделать. Даже военные не подчинены Министерству обороны и правительству. В действительности, недавно премьер-министр приказал военному командованию вмешиваться в конфликты на местах, но глава армии заявил, что не подчиняется премьер-министру.
Нет дороги назад
Пока массовое протестное движение не потребует отставки ВНК, произойдет не многое. Конгресс собирается на заседания два раза в неделю и в большинстве случаев в зале заседания бывает много пустых мест. Важными вопросами пренебрегают и проблемы остаются нерешенными. Иерархия власти не определена, как и отношения между ВНК и правительством.
В начале февраля 2014 года ВНК принял то, что выглядело как хорошие изменения, направленные на преодоление недостатков политического процесса. Такие изменения выглядели правдоподобными. Однако, их было слишком мало и они произошли слишком поздно, принимая во внимание то обстоятельство, что выборы должны были произойти в мае или в июне 2014 года, членам совета едва ли хватит времени на то, чтобы внедрить все предложенные изменения в жизнь.
Важно отметить, что, в противовес доминирующему взгляду, демократия не потерпела неудачу. И то, что происходит в Ливии сейчас - это здоровые дебаты и они принесут пользу стране, которая борется за определение новых конституционных рамок.
Ливия сталкивается со множеством проблем, но с помощью гражданского общества она медленно учится возврату к нормальной жизни после почти полстолетия диктатуры, которая уничтожила ее финансово, морально и политически.
То, что произошло за последнюю неделю, продемонстрировало, что ливийцы научились ценить демократическое правление менее чем за три года. Они научились как голосовать и как проводить мирные демонстрации. Никто не говорит, что это легко, но несмотря на все трудности и сбои, лишь немногие хотели бы вернуться к эре диктатуры.
Мансур эль-Кихья