Кто управляет конфликтом в Йемене?
Вначале, эта группа всего лишь мечтала о свободе вероисповедания, выражая недовольство по поводу тирании государства, стремящегося уничтожить ее как религиозное меньшинство. Сегодня же, после десяти нелегких лет, хуситы смогли взять под свой контроль большую часть столицы Йемена, Саны, стремясь с оружием в руках свергнуть действующее правительство и ввести новое политическое уравнение.
Сложная мозаика конфликта
Если принять во внимание требования и мотивы, при помощи которых хуситские мятежники оправдывают свою борьбу против правительства, то текущий статус-кво в Йемене можно было бы охарактеризовать как «политическую борьбу» между государством и народным течением, недовольным его гнилой и неэффективной политикой. Именно такую позицию и занимает эта группировка сегодня, позиционируя себя как силу, представляющую волю народа и стоящую на страже его интересов.
И все же назвать этот конфликт «политической борьбой» было бы слишком поверхностным суждением, которое бы основывалось лишь на одном из множества фрагментов, формирующих мозаику конфликта, причем не самых главных. Анализ природы существующего конфликта потребует собрать воедино разбросанные кусочки этой мозаики, начиная с того времени, когда эта группа стала подвергаться угнетениям, и заканчивая нашими днями, когда она вошла в Сану, не на шутку взбудоражив целое государство; принимая также во внимание цели и методы, которыми сопровождался этот исторический процесс.
Проведя глубокий анализ всего этого, человек поймет, что эта «политическая борьба», которая сегодня находиться на периферии событий, неотъемлемо связана с другими конфликтами, оказывавшими влияние на образ мышления, структуру и путь этой группировки на протяжении последних десяти лет; группировки, в мотивах которой можно проследить еще и религиозную почву, а именно стремление вести борьбу с теми, кто принадлежит к другим религиозным течениям.
Одновременно с этим можно также утверждать, что хуситы, будучи шиитской группировкой, подспудно ведут так называемую «опосредованную войну» в интересах своего союзника по конфессиональному признаку – Исламской Республики Иран.
Хорошо известно, что появление и кристаллизация хуситов как группировки произошло непосредственно благодаря войнам, которые старый режим вел с ними на протяжении шести лет (2004-2010 г.). Тогда хуситы были всего лишь небольшим объединением, базирующимся в мухафазе Саада на севере страны, где они занимались просветительской деятельностью как последователи зейдитского течения (одного из ответвлений шиизма).
В 2010 году центральное правительство полностью прекратило борьбу с хуситами, а в феврале 2011 Йемен захлестнула мирная революция, выступившая за свержение режима Салеха. Хуситы воспользовались волнениями в стране и взяли под свой контроль всю мухафазу Саада, расширив свое присутствие в соседних регионах.
После революции, в Йемене наступил этап длительного политического процесса в рамках инициативы, выдвинутой Саудовской Аравией при глубоком сотрудничестве ООН. Хуситская группировка не принимала никакого участия в этом процессе, который был отвергнут ею с самого начала. Поэтому хуситы были списаны со счетов при формировании Правительства национального примирения. Однако они согласились принять участие в конференции Национального диалога, который считается основной составляющей политического процесса в Йемене.
За месяц до окончания Национального диалога, хуситская группировка возобновила вооруженные действия, взяв под свой контроль новые территории, еще больше приблизившись к столице Йемена, тогда как правительство безуспешно пыталось играть роль посредника. В конце концов хуситы дошли до мухафазы Амран, находящейся на границе с Саной, и которая является базой мощного племени Хашид.
В конце июля 2014 года, центральное правительство осмелилось принять решение, которое долго откладывалось из-за страха перед возможными последствиями – субсидии на нефтепродукты были сокращены более чем на 50%.
Это решение стало блестящей возможностью для хуситов, чтобы перейти к следующему этапу своего плана. Группировка объявила о своем несогласии с решением правительства, взяв на себя право говорить от имени «голодающего и угнетаемого» народа. На волне воцарившегося хаоса, группировка мобилизовала своих бойцов из разных регионов страны для осады столицы, угрожая захватить город в случае, если будут отвергнуты три ее требования: изменение действующего правительства на правительство национального партнерства; восстановление субсидий на нефтепродукты и имплементация договоренностей Национального диалога (которые изначально не были подписаны хуситами).
Обстановка в стране накалилась до предела.
Государство еще и пыталось вести какие-то переговоры с лидером группировки Абдель Маликом аль-Хуси, которые ни к чему иному не приводили, кроме как к истощению и до того небогатого запаса престижа правительства. Последнее выглядело так, как будто больше не на что другое не было способным, кроме как отправить в Сааду своих представителей для переговоров с лидером военизированного объединения, чтобы убедить его в других вариантах решения вопроса, могущих составить альтернативу его вооруженному вторжению в столицу.
Пожалуй, тем, что еще больше может охарактеризовать природу этой политической борьбы, является поддержка, которую получили хуситы от членов партии бывшего президента Йемена Али Абдалла Салеха «Всеобщий народный конгресс», включая лидеров племен и их военизированных объединений в подконтрольных группировке регионах.
Религиозный аспект конфликта
История развития группировки хуситов показывает, что главным двигателем всей их деятельности является стремление возродить мощь и господство рода Хашимитов, которых Аллах, согласно убеждениям хуситов, наделил правом управления; правом, которое предоставляется каждому, кто выступает с оружием против деспотичного правителя.
Религиозный аспект конфликта нашел свое воплощение в борьбе хуситов против несогласных с ними исламских движений на находящихся под их управлением территориях, начиная с салафитов, проживающих в селении Дамадж в мухафазе Саада, районе Архаб на севере мухафазы Сана, а также провинции Эль-Джауф, заканчивая племенем Хашид в провинции Амран, аффилированных с партией «Йеменское объединение за реформы» («Аль-Ислах») и являющихся умеренным исламским движением. Последние были наиболее мощной силой, противостоящей идеологическому и территориальному расширению хуситской группировки за последний период.
Вполне очевидно, что основной целью продвижения хуситов зачастую выступало и выступает стремление нанести удар по «Аль-Ислаху» и его племенным лидерам (их дома неоднократно подвергались террористическим актам со стороны группировки на подконтрольных ей территориях). Мотивы хуситов стали прояснятся еще больше, когда их руками были устроены подрывы в суннитских мечетях и школах по изучению хадисов и Корана.
Действия и поступки хуситской группировки говорят сами за себя.
Опосредованная война
Нельзя сказать, что такой вид войны является чем-то новым либо стал следствием последних событий в Йемене и регионе в целом - эта война берет свои истоки с начала конфликтов с хуситсткой группировкой. Эскалация вооруженных столкновений, которая наблюдается в регионе, повышает спрос на такой вид войны.
То, что происходит в настоящий момент в Йемене, является ничем иным, кроме как новым витком «прокси-войн» между двумя мощными силами или, как их можно описать, «молотом и наковальней» на Ближнем Востоке – Саудовской Аравией (несущей прапор суннизма) и Ираном (оплотом международного шиизма). Аргументов для такого рода суждений предостаточно.
Сегодняшний Йемен «придатком Саудовской Аравии», как его характеризовали на протяжениивторой половины прошлоговека, уже не назовешь. Внутри страны сформировалась устрашающая сила – группировка хуситы, которая за последние три года превратилась во влиятельного игрока, работающего в интересах непримиримого исторического соперника Саудовской Аравии.
Саудовская Аравия не проморгала взлет поддерживаемой со стороны Тегерана хуситской группировки – он произошел прямо перед ее носом и возможно даже в угоду ей самой, панически напуганной революциями Арабской весны. Мнимая озабоченность Королевства движением «Братья-мусульмане» дало возможность Ирану укрепить связи со своими союзниками не только в соседствующих государствах (Ираке и Сирии), но и в Йемене, где Тегеран, воспользовавшись постреволюционной слабостью страны и раздробленностью общества, взрастил себе нового мощного друга.
В водовороте происходивших событий Эр-Рияд «не заметил» новые продвижения хуситов в провинции Амран на фоне частых сообщений о том, что группировка оказывала поддержку местным лидерам режима Салеха, чтобы те объединились с ними в борьбе против племен Хашид, лояльных партии «Аль-Ислах».
Когда уже хуситы преступили очерченные в уме Эр-Рияда границы и полностью взяли под свой контроль провинцию Амран, Саудовскую Аравию стали мучить опасения по поводу последствий таких захватнических продвижений группировки. Саудовская Аравия даже принялась вести переговоры с йеменским президентом Хади для поиска путей примирения с Салехом и объявления общенациональной мобилизации для борьбы с хуситами, обещая выделить Йемену щедрую помощь на преодоление кризиса в экономике. На практике это примирение ограничилось несколькими утечками в прессе.
Когда же батальоны группировки вплотную приблизились к Сане, объявив о намерениях свергнуть действующее правительство, опасения Саудовской Аравии возросли еще больше – особенно, когда все увидели, что хуситы в своих военных успехах практически идут нога в ногу с «Исламским государством» (в прошлом - ИГИЛ), которые взяли под свой контроль большие территории в Ираке и Сирии. Очевидным также стало то, что силы Башара Асада при поддержке Ирана и «Хезболлы» не в силах поставить точку в противостоянии с вооруженной оппозицией (поддерживаемой рядом государств Персидского залива), которая, кажется, все ближе и ближе подходит к Дамаску.
Молниеносные продвижения хуситов (которые в итоге все же вошли в Сану, взяв под свой контроль большую ее часть) были растолкованы как попытка Тегерана создать новый фронт для того, чтобы дразнить Саудовскую Аравию и ее международных союзников. Похожую точку зрения в своих заявлениях для СМИ выражал и президент Хади, обвиняя при этом страны региона в попытках обменять Дамаск на Сану.
Недавно на иранском информационном ресурсе Аmmariyon, подконтрольный Иранской революционнной гвардии (ИРГ), были опубликованы слова главнокомандующего ИРГ генерал-майора Мохамеда Али Джафари, который заявил, что его страна развернет полномасштабную войну с арабскими странами, «выступающими против иранской исламской революции» в регионе.
Совет Безопасности ООН в своем коммюнике по Йемену от 30 августа намекнул на подобного рода вмешательства региональных сил в дела Йемена, «призвав государства-члены не вмешиваться, дабы не провоцировать конфликты и дестабилизацию обстановки».
Выводы:
Ситуация в Йемене – гремучая смесь, состоящая из конфликтов на политической и религиозной почве, а также опосредованных войн. Сложность происходящего в стране может породить неоднозначные прогнозы относительно будущих последствий.
Но вместе с тем можно предположить, что текущий политический конфликт в Йемене в последующем выльется в конфликт религиозный, принимая во внимание идеологическую доктрину группировки хуситов, которая (исходя из поступков самой группировки) явно лишена толерантного отношения к тем, кто не согласен с ее взглядами.
Большинство политических обозревателей склоняются к мнению, что конфликтная ситуация в Йемене по большей части является результатом внешних факторов, чем внутренних. На это в свою очередь указывает множество причин, среди которых нежелание хуситов ответить на призывы Совета Безопасности ООН и Саны вывести свои батальоны из столицы, а также вернуть государству провинцию Амран и прекратить боевые действия в провинции Эль-Джауф. Сюда можно также добавить недавний отказ хуситов от инициативы правительства, направленной на принятие необходимых мер по выполнению трех главных условий группировки.
Некоторые считают, что главная причина текущей ситуации в Йемене - это стремление третьих сторон вести «опосредованные войны», однако большинство все же склоняется к тому, что хуситы стремятся перекроить политическую картину Йемена на ливанский манер: обеспечить различным религиозным конфессиям равный доступ к верховной власти, а в работу парламента ввести принцип «блокирующая треть» (когда решение считается принятым при большинстве в две трети голосов).
Абдель Хаким Хиляль