Кто такие йеменские хуситы?
Тысячи сторонников хуситов призывают к свержению правительства Йемена. Но чего хотят хуситы на самом деле?
Тысячи сторонников йеменского движения хуситов протестуя вышли на улицы столицы Йемена, отзываясь на призыв лидера группировки вынудить правительство уйти в отставку.
В своем телевизионном обращения 17 августа, лидер хуситов Абдулмалек аль-Хуси потребовал, чтобы топливные субсидии, которые были значительно урезаны в конце июля, были восстановлены, - это среди прочих требований. Он дал правительству срок до пятницы для выполнения требований хуситов, в противном же случае пригрозил «применением других мер».
«Это правительство является марионеткой в руках влиятельных сил, которым безразличны справедливые и искренние требования этих людей», - сказал аль-Хуси в своей речи, имея в виду Соединенные Штаты Америки.
Хуситы также требуют большего представительства в правительстве, которое отображало бы количество мест, выделенное для политических групп и независимых деятелей во время 10-месячной йеменской конференции по национальному диалогу, - серии встреч с целью определения политического будущего Йемена после восстания 2011 года.
«Наши требования являются такими же, как и требования йеменского народа, стремящегося к достойной жизни, хорошей экономике, безопасности, стабильности, свободе слова», - сказал представитель группировки Мохаммед Абдул Саллам в интервью «Аль-Джазире», не вдаваясь в детали.
Тем временем, йеменский президент Абд Раббо Мансур Хади призвал к диалогу с хуситами и пригласил группировку присоединиться к «правительству единства», - согласно сообщениям информационного агентства AFP.
Хуситы, как сказал Хади в среду, должны «быть привержены к тому, относительно чего пришел к согласию весь йеменский народ, и работать над достижением своих целей в политических рамках, кои гарантированы конституцией, а также результатами национального диалога».
Официально известная как «Ансараллах» («помощники Бога»), повстанческая группировка хуситов зародилась как теологическое движение, проповедовавшее толерантность и мир, в начале 1990-х годов, - согласно Ахмеду Аддагаши, профессору университета Саны и автору двух книг об этом движении, - «Хуситский феномен» и «Хуситы и их политическое и военное будущее».
Аддагаши рассказал «Аль-Джазире», что хуситское движение изначально обладало в значительной степени широкой образовательной и культурной визией. Религиозная группа, связанная с зейдитской сектой шиитского ислама, имеет своим оплотом север нынешней провинции Саада.
«Группировка организовалась как собрание, называвшееся «Форум верующей молодежи», в начале девяностых годов. Затем, в ней разгорелась внутренняя борьба между двумя течениями; первое призывало к большей открытости, тогда как второе призывало к строгой приверженности традиционному наследию этой шиитской секты», - сказал Аддагаши.
По иронии, говорит Аддагаши, Хусейн Бадер Аддиан аль-Хуси, основатель группировки, был приверженцем первого подхода. «Движение взялось за оружие в 2004 году на почве самозащиты, когда разгорелась первая война с правительством».
Аддагаши говорит, что трения между йеменскими силами безопасности и хуситами впервые проявились, когда сторонники группировки провели акции протеста в мечетях столицы, - в чем тогдашний президент Али Абдуллах Салех усмотрел вызов своему правлению. Салех приказал арестовать некоторых членов группировки и призвал тогдашнего ее лидера Хусейна Бадера Аддиана аль-Хуси сделать так, чтобы протестующие больше не тревожили молящихся.
«Первая война началась когда Салех отправил войска в провинцию Саада, дабы они арестовали Хусейна, отказавшегося сдержать своих сторонников», - говорит Аддагаши. Хусейн аль-Хуси был убит в 2004 году, после того как Салех отправил правительственных солдат в Сааду. Длившаяся годами междоусобная война окончилась подписанием соглашения о прекращении огня в 2010 году.
В 2011 году, хуситы были среди тех многих силы, которые приняли участие в восстании против Салеха.
Группировка категорически не приемлет одну из центральных рекомендаций конференции национального диалога: трансформации Йемена в федеральное государство, состоящее из шести регионов. Согласно предложенному переформатированию, провинция Саада, исторически являющаяся оплотом хуситов, должна быть объединена с регионом Саны.
Хуситы потребовали большей доли власти в федеральном правительстве и того, чтобы Север был выделен в отдельный регион. В документах, обнародованных скандально известным сайтом WikiLeaks, аналитики из министерства обороны США предполагают, что хуситы вряд ли станут требовать независимости, а вместо этого они будут продолжать борьбу за региональную автономию.
«Хуситы пользуются широко распространенным разочарованием в правительстве и недавним подорожанием топлива для обретения поддержки и извлечения политических дивидендов», - говорит Април Лонгли Аллей, специалист из Международной Кризисной Группы, в интервью информагентству AFP.
«То, что сейчас происходит, представляется все более политически опасным, являясь частью стратегии хуситов, направленной на то, чтобы они стали доминирующей политической силой на Севере и в национальном правительстве», - говорит она.
На протяжении последних месяцев хуситы одержали ряд важных побед над правительством и над соперничающими с ними племенными группировками. В июле, при поддержке самой большой в стране федерации племен, Бакиль, хуситы захватили Амран, отбив его у федерации племен Хашид, тем самым было нанесено унизительное поражение могущественному клану аль-Ахмар, - соучредителю конкурирующей суннитской исламистской партии «Ислях».
«То, что произошло там (в Амране) не повредит республике. Проблема заключалась в желании причинить беспокойство и в криминальных атаках, совершенных известными партиями», - сказал Абдельмалек аль-Хуси в своем телевизионном обращении, которое транслировалось принадлежащим группировке телеканалом «Аль-Масира», - он имел в виду партию «Ислях».
Политический соперник хуситов, партия «Ислях» обвинила шиитских повстанцев в близости к Ирану и в попытках восстановления зайдитского имамата, который правил Йеменом до 1962 года. «Ислях» неоднократно обвиняла движение в создании беспокойств в Амране и других регионах, говоря что это является частью плана по захвату столицы страны, Саны.
Хуситы исторически были озабочены оживлением зайдизма в виду увеличивающегося влияния салафизма. С момента йеменского восстания 2011 года, хуситы участвуют во все более сектантских конфликтах.
Через год после начала восстания, которое привело к свержению Салеха, хуситы осадили религиозную школу, подконтрольную салафитам, в Сааде. Шиитские мусульманские повстанцы заявили, что она использовалась для набора иностранных боевиков, но салафиты заявили, что инцидент был попыткой хуситов укрепить свое влияние в провинции.
Сотни человек погибли в стычках, которые прекратились когда салафиты согласились оставить провинцию.
Позднее, произошли столкновения, в городах, расположенных неподалеку от столицы, во время которых хуситы выступили против суннитской исламистской партии «Ислях» и вооруженных отрядов, связанных с ней.
«Партия «Ислях» … опасается что «Ансараллах» (хуситы) будут мстить за участие («Ислях») в войне бывшего режима (Али Абдуллы Салеха) в Сааде», - сказал в интервью «Аль-Джазире» симпатизирующий хуситам журналист Усама Сари. Согласно Сари, хуситы обвиняют «Ислях» в подстрекательстве людей против них и в, якобы, побуждении некоторых военных подразделений воевать с ними.
Тем временем, правительство Хади и другие оппоненты часто обвиняют Иран в вооружении хуситов. Правительство заявило, что конфисковало грузы с оружием, иранского происхождения, направлявшиеся к повстанцам на севере страны, но хуситы отвергают обвинения в получении иностранной помощи.
В отличие от своего предшественника, Хади, пришедший к власти в 2012 году, после отставки Салеха, занимает менее враждебное отношение к хуситам, вызывая этим гнев исламистских партий, которые обвиняют его в том, что он закрывает глаза на вменяемые хуситам в вину преступления.
Хади лично не отреагировал на эту критику, но его министр обороны, Мохаммед Насер Ахмед, сказал, что вооруженные силы страны были «нейтральными и одинаково относились ко всем».
Сами Галиб, политический аналитик и основатель газеты «Ан-Нида», сказал, что йеменский президент имеет общие интересы с хуситами и у него те же племенные и политические оппоненты. «Хади хотел ослабить силы, выступающие против него. Наиболее сильная из них – это партия «Ислях» и ее племенные и военные союзники, включая бывшего президента Али Абдуллу Салеха», - говорит Галиб.
Тем временем, хуситы не потерпели военного поражения, и аналитики приписывают рост уровня поддержки движения среди жителей северного Йемена этому фактору.
«Люди видят растущую партию, которая не была замешана в коррупции бывшего режима и в его войне с югом», -говорит Галиб, добавляя, что неспособность переходного правительства решать проблемы людей обусловила сильный рост поддержки хуситов.
Группировка также стала одной из главных политических сил в Йемене, после того как получила 35 мест на конференции национального диалога. Политические переговоры собрали вместе 565 делегатов, представляющих весь политический спектр Йемена, включая племенные и религиозные группировки, а также независимых борцов за права женщин и правозащитников.
«Хуситы удвоили свою способность влиять на процесс принятия решений», - сказал он. «Ранее, хуситы не были важной частью переходного процесса, но сейчас никто не может пренебрегать ими».
Файсал Эдрус и Саид аль-Батати