Кризис в Ираке: стоило ли удивляться подъему ИГИЛ?
Наследие баасистского режима Саддама Хусейна облегчило успех ИГИЛ в Ираке.
Падение Мосула и быстрое территориальное расширение ИГИЛ в Ираке стало для некоторых неожиданностью. Что сделало свой вклад в быстрый успех ИГИЛ, так это сотрудничество местных суннитских племен и членов традиционно светской и националистической партии Баас. Этот, на первый взгляд, неестественный альянс имеет свои рациональные причины и глубокие исторические корни.
Успешное сотрудничество между радикальными исламистскими группировками, суннитскими племенами и представителями бывшей правящей партии - нынешними командирами военизированных формирований - может быть отслежено еще со времен правления Саддама Хусейна в начале 1980-х годов, тот проводил политику нацеленную на упрочение уз между сторонниками идей политического Ислама и партии Баас.
Исторические предпосылки для появления исламистских идей в Ираке и их рьяное принятие силами суннитского сопротивления отчетливо заметны в стратегии, предложенной в то время тогдашним иракским президентом.
Светская партия с исламистскими связями
В 1986 году, на встрече с представителями панарабской национальной команды - верховного идеологического органа партии Баас - Саддам Хусейн предложил перемирие, или даже союз, между партией и движением Братьев-мусульман в Египте и Судане. В действительности, впервые в истории воинственная и светская партия Баас заявила о своей готовности сотрудничать с представителями так называемого политического Ислама.
В том же году, иракский президент также определил различие между "демократическим, национальным, панарабским государством" и "религиозным государством", проповедуемым Братьями-мусульманами. Идя по следам отца-основателя арабского национализма и панарабской партии Баас Мишеля Афляка, Саддам четко заявил, что он не был атеистом, но предостерег относительно любых попыток образования религиозной партии суннитского или шиитского толка. Предостережение Саддама, сделанное в то время, вероятно было обращено к партии Исламского Призыва, которая играла доминирующую роль среди шиитской общины и рассматривалась в качестве главного конкурента партии Баас.
Президент также отверг традиционную исламскую систему юриспруденции и денонсировал исламский закон как устаревшую юридическую традицию.
Только после 1990-х годов Саддам решил сфокусироваться на отношениях с исламскими движениями и публикации, посвященные этой теме, начали появляться в печати. Условия никогда не могли быть более благоприятными, потому что война с Ираном окончилась и машина пропаганды была занята рисованием портрета Саддама как неоспоримого победителя, несмотря на колоссальные потери в результате войны.
В 1991 году, Ирак начал новую кампанию, которую Саддам описал как "матерь всех битв", против США и их союзников. Президент был снова изображен в качестве героя в противостоянии между мусульманами и западными силами; надпись "Бог Велик" была добавлена на иракский флаг, и президент пообещал освободить Иерусалим. Была предпринята попытка переиграть провал кампании в Кувейте и санкции, наложенные на страну, посредством ведения открытой происламской пропаганды.
В 1993 году, под воздействием ужесточающегося международного эмбарго, иракский президент провозгласил начало так называемой религиозной кампании.
Цель заключалась в том, чтобы получить контроль над религиозными чувствами иракского населения, которое едва могло совладать с последствиями двух войн и строгих санкций. И наконец, была предпринята попытка осуществить переформатирование и улучшение имиджа багдадского режима, - преподнести его как происламский режим, а поэтому, пребывающий в конфликте с "силами врагов Ислама".
Режим предпринял такие демонстративные шаги как закрытие ночных клубов и некоторых ресторанов, а также ужесточение контроля над продажей алкоголя. Была осуществлена масштабная кампания по изучению Корана. Высокопоставленные суннитские и шиитские клерикалы воспользовались ситуацией и попытались продвинуть соответствующие интересы своих общин, провозгласив открытую поддержку направлению, взятому иракским лидером. В 1998 году, высокопоставленные партийные чиновники, включая вице-президента Иззата Ибрахима ад-Дури, открыто демонстрировали религиозное рвение и смирение.
Период после 1993 был отмечен возобновленными усилиями по строительству мечетей. В 1989 году, новый религиозный университет был основан и назван в честь Саддама. Влияние радикальных суннитских учений становилось все более популярным в определенных интеллектуальных кругах в Багдадском университете. Покуда одна группа придерживалась открыто крайних консервативных взглядов, которые сегодня могут быть описаны как салафитская доктрина, другая вовлеклась в суннитскую теософскую традицию и была подвержена влиянию ордена Накшбандийя. Согласно свидетельствам очевидцев, обе группы получали финансовую и моральную поддержку из одного и того же источника - Иззата Ибрахима ад-Дури. Член академического сообщества даже предположил, что поддержка вице-президента оказывалась с благословения Саддама.
Распространение новой идеологии, которое составило самую сущность религиозной кампании, начало прокладывать себе путь и в юридическую систему, оно обрело вид инкорпорации крайних и ранее неизвестных наказаний в свод законов. Например, согласно декрету №59/1994, вора наказывали посредством ампутации конечностей.
Подъем ИГИЛ
События, которые в настоящее время разворачиваются в Ираке, подтверждают тот вывод, что приход ИГИЛ в страну и ее поддержка со стороны иракских суннитских структур или сотрудничество с ними были бы невозможными без исторических предпосылок, очерченных выше, которые к этому времени уже прочно устоялись.
Бывший иракский премьер-министр Нури аль-Малики не смог создать разумный баланс между интересами всех этнических и религиозных групп в стране, поскольку он систематически оттеснял на обочину суннитскую общину.
Другая важная причина заключается в широко распространенной коррупции и в отсутствии концепции и стратегии развития страны на основе упрочения конституционного порядка, разделяемого всеми группами общества. С 2003 года и до настоящего времени, ни одно иракское правительство не инициировало и не предлагало адекватной политики для включения суннитов в политическую жизнь.
Программа по очищению рядов высших чиновников от функционеров партии Баас (а некоторые обозреватели оценивали их количество в 40 000 человек) привела к тому, что многие утратили средства к существованию. По причине своей связи с партией, примерно треть иракского населения была по сути маргинализирована.
Множество людей - в значительной степени из числа молодежи - включая офицеров армии Саддама и бывших гражданских служащих, лишились баасистской идеологии, которой они ранее были привержены, и которая доминировала в их социальной жизни.
Эта пустота была заполнена Исламом. С 2004 года, многие иракские сунниты присоединились к рядам движения иракского сопротивления, которое свело воедино ряд значительных группировок под знаменем Ислама, это такие группировки как Армия Накшбандийя, "Аль-Авда", "Аль-Кийяда аль-Амма ли Джайш аль-Ирак" (Верховное Командование Иракской Армии), "Муназзамат ат-Тахрир аль-Иракийя" (Организация Освобождения Ирака), "Катаиб Салах ад-Дин" (Бригады Салах ад-Дина), и т.д. Несмотря на радикальный подход, столь характерный для чисто исламских организаций, упомянутые из них продолжают полагаться на постулаты пропаганды, ранее задействованные Саддамом в качестве краеугольных камней их публичной риторики.
Кризис в Ираке сегодня намного отчетливее очерчивается сегодня, чем год тому назад, в значительной степени благодаря отказу правительства считаться с требованиями суннитов. Он логически усугубился с приходом ИГИЛ из Сирии и заключением ею стратегического союза с главными суннитскими вооруженными группировками.
По существу, эти союзники представляют интересы бывших членов партии Баас и главных суннитских союзов племен. Их отношение к шиитам является резко негативным и четко заметным в ряде заявлений с заговорщическим уклоном. Пропаганда описывает шиитов в дискриминационной манере, восходящей к средневековому периоду конфронтации между двумя общинами. Она использует такие термины как "шуубийя" и "сафавийя"*. Такие же уничижительные термины являются также типичными для пропаганды ИГИЛ.
Не уравнивая ИГИЛ и иракскую оппозицию, они явно, хотя и временно, вступили в союз ради преследования одной общей цели - вынуждения Багдадского правительства уйти в отставку, поскольку оно рассматривается ими как прямой защитник иранских интересов и амбиций Ирана, стремящегося к доминированию над суннитами на Ближнем Востоке. Этот союз, в сочетании с примечательной фрагментацией иракской политической элиты, поставил страну на распутье. Экстремистскому исламизму, сопровождаемому оппортунизмом бывшей политической и военной элиты, не удалось противопоставить идеологию, основанную на новом национальном компромиссе. Или, как заявили высокопоставленные международные представители, важно, чтобы иракские граждане определились могут ли они и далее жить в границах единого государства.
*Шуубийя - это термин, который Саддам Хусейн использовал для определения режима имама Хомейни, он относится к раннему периоду исламской истории, когда преимущественно не арабы, жившие в исламском государстве, и персы в частности, ставили под вопрос право арабских завоевателей называть себя потомками Пророка. Сафавийя происходит от имени династии Сефевидов, которая правила Персией в 16 - 18 столетиях.
Мирослав Зафиров