Каковы причины нынешних массовых выступлений в Ираке
Начиная с понедельника, 30 сентября, и по сегодняшний день Ирак потрясают мощные народные выступления, вылившиеся в большое количество жертв среди демонстрантов.
Так, на утро 8 октября число погибших превысило 110 человек, более 6 тысяч были ранены.
Таких массовых и яростных вспышек народного гнева Ирак не переживал за весь послесаддамовский период своей истории.
В чём же причина этих широкомасштабных протестов?
Прежде всего, ярость народа оказалась направленной против нынешнего правящего класса, всей государственной машины, превративших богатую страну в «заповедник» коррупции, стяжательства, безысходности и отчаяния.
Безработица среди молодежи превысила 25 процентов.
В соответствии с данными международных структур аудита, из страны ежегодно вывозится свыше 40 млрд.дол. нелегальной валюты.
Ирак занимает первые позиции в рейтинге самых коррумпированных стран мира.
Свыше 89 процентов бизнеса в Карабахе и все 100 процентов в Басре — нелегальный бизнес.
Нормой стали клиентелизм и коррупция. Причем, характерно, что это не выступления шиитов против шиитов.
Демонстранты, в своём большинстве — шииты, протестуют против нынешних шиитских лидеров, которые не смогли ничего сделать полезного даже для шиитской общины страны. Причём, демонстранты выкрикивают лозунг «Вон Иран!». И это не случайно.
Народ осознал и понял, что главный виновник нынешних бед Ирака — это Иран, точнее попытки нынешнего иранского режима превратить Ирак в главную базу своих экспансионистских планов на всём Ближнем Востоке.
Известный саудовский журналист Абдулрахман Аль-Рашид очень правильно подметил, что это является общим для нынешней ситуации в Ливане, Сирии и Йемене.
Ответ ясен — иранская интервенция. Политический вакуум и гражданская война в Ливане привлекла внимание Ирана, который создал Хезболлу.
В Сирии Иран поддержал рукой своей помощи падающий режим Асада.
В Йемене вследствие падения режима Али Абдуллы Салеха в процессе «арабской весны» иранцы выдвинули хуситов, общину, находящуюся под их контролем, с целью захвата власти в нарушение международных соглашений.
Теперь Ирак стал очередной жертвой иранского режима.
После разгрома «Исламского государства» на территории Ирака Иран умело воспользовался возможностями, полученными после подписания соглашения по ядерной программе в июле 2015 года, которое предполагало, по сути, снятие эмбарго с Ирана и разблокировку его финансовых авуаров. Освободившиеся десятки миллиардов долларов были брошены прежде всего на новые экспансионистские авантюры в том числе, в Ираке.
Над проектом установления гегемонии в этой стране в Иране работали десятки лет.
Для Ирана, учитывая гегемонистский и геоэкономический ресурс Ирака, этнорелигиозный состав населения, он представляет большую ценность, чем Сирия, Ливан и Йемен вместе взятые.
Премьер-министр Ирака Адель Абдул Махди предупреждал, что иракцы должны выбрать между государством или негосударством, отмечая, что «нынешнее государство является колоссальным паразитом, высасывающим все соки из организма народа и попирающим фундаментальные права».
Народный гнев направлен против нынешнего премьер-министра, который вместе со своим правительством палец о палец не ударили в решении насущных проблем страны.
Не случайно, демонстранты требуют отставки Махди. Не лучшим образом выглядит и влиятельный шиитский клерикальный лидер Муктада Аль-Садр, продвигающий интересы проиранских сил в парламенте Ирака и в той правящей коалиции шиитских партий, которые уже несколько лет правят в стране. На их совести лежит полное разочарование народа в демократических принципах управления.
Социологические исследования показывают, что только один из пяти иракцев ещё верит в демократию. Как результат, если в 2005 году на выборы пришли 80 процентов избирателей, то в 2018 году — 44,5 процентов.
Нынешнее состояние иракского общества можно охарактеризовал как «иракский полицейский рак».
Государственный секретарь США М.Помпео выступил с обращением к иракским властям и призвал их «приложить максимум усилий к сдержанности и изучить причины недовольства», а также отработать немедленные шаги к нормализации ситуации.
Буквально 8 и 9 октября стало известно от ряда высокопоставленных служащих в системе безопасности Ирака и ряда политиков о непосредственном участии в организации расстрелов мирных демонстрантов командующего Корпусом стражей исламской революции Ирана Касема Сулеймани, который прибыл в Багдад в начале выступлений и непосредственно руководил проиранскими вооружёнными группировками, участвовавшими в расстрелах.
Среди наиболее известных проиранских группировок, участвующих в расстрелах, в первую очередь, называют Организацию «Бадр», крупнейшую проиранскую милитаризированную структуру Ассаиб Ах Аль-Хаг, Бригады Саид Аль Шухада и Сарайя Аль-Хорасани.
На участие подобных группировок в расправе над демонстрантами обратил внимание и президент Ирака Бархан Салих в своей речи 7 октября.
Всего за 8 дней массовых выступлений погибло более 180 человек.
8 октября, во вторник, впервые после начала массовых выступлений собрался парламент страны для обсуждения нынешней ситуации и поисков путей выхода из нынешнего кризиса.
В тот же день президент Ирака выступил с телевизионным обращением «к сынам нашей страны», в котором призвал приступить к «дружественному диалогу» без какого-либо иностранного вмешательства для поисков путей разрешения кризиса и проведения ряда назревших реформ в политической и экономической сферах.
Следует также добавить, что значительная часть вины за сложившуюся ситуацию в Ираке несут Соединенные Штаты. Именно военная интервенция США в 2003 году привела в конечном итоге к значительному укреплению позиций Ирана как во всём Ближневосточном регионе, так и в самом Ираке.
Недаром нынешний президент США Д.Трамп признал, что эта интервенция стала «самой страшной ошибкой во всей истории страны».
Впоследствии президент США Б.Обама поспешно вывел американские войска из Ирака, фактически бросив Ирак на произвол.
Да и сейчас американцы не способны оказать действенную помощь измученной стране. Поэтому народу Ирака предстоит преодолеть колоссальные трудности, чтобы некогда процветающая страна снова вернулась к нормальной жизни.
Вячеслав Швед