Из рыбацкой деревни в боевики «аш-Шабаб»

16 марта 2016 967

История Сулеймана позволяет понять, что толкает молодежь к экстремизму и что можно с этим сделать. Однажды, в апреле прошлого года, плотник из рыбацкой деревни Малинди на кенийской границе, по совету друга, включил вечерние новости и не поверил своим глазам. Показывали фотографию Сулеймана, второго из пяти его сыновей. 24-летний Сулейман был одним из шести человек, которых объявили в розыск как участников группировки «аш-Шабаб», за голову каждого обещали вознаграждение в 20 000 долларов. Скоро в центре города появились объявления с их портретами и суммой вознаграждения за поимку. Меньше чем через год, 20 января, Сулейман погиб в своем родном городе во время перестрелки боевиков «аш-Шабаб» с полицией.

По словам отца, в детстве он всегда был вежливым, подвижным, и никогда не хотел мириться с тем, что обстоятельства рождения навек обрекли его на бедность. Вся семья смотрела на Сулеймана как на проводника в лучшую жизнь. С образованием, но без работы Чтобы воплотить свои честолюбивые мечты, Сулейман решил уехать из Малинди, и даже из Кении. Он хотел работать водителем в Саудовской Аравии и материально помогать семье. Но чтобы заплатить агентам, которые организуют поездку, нужны были деньги.

Поэтому 17-летний Сулейман бросил школу и пошел работать в мастерскую по обслуживанию фур, доставляющих товары в кенийскую столицу Найроби. Через год, несмотря на то, что у него уже были средства, агент разбил его мечты, сообщив, что на работу в Саудовской Аравии берут с 22 лет.

Огорчившись, но не опустив руки, Сулейман вернулся в школу, получил диплом, и пополнил ряды образованной и безработной молодежи. Но в отличие от прежних поколений уроженцев африканских городков, Сулейман рос в эпоху информационной революции и разбирался в технике.

Примерно в то же время Сулейману пришла пора обзавестись семьей, как того требовало социальное окружение. В культуре народа суахили брак означает переход от детства к взрослой жизни. Свадьбы гуляют по несколько дней, им предшествуют долгие приготовления и церемонии – все это дорогостоящее дело, которое безработный Сулейман не мог себе позволить.

Итак, к 22 годам Сулейман уже имел за плечами не одно личное фиаско, но упрямо продолжал верить, что это не навсегда. Однажды в поисках лучшей доли он собрался и поехал на юг, в Момбасу. Именно там, говорит отец, Сулейман взглянул на свои проблемы с политико-религиозной точки зрения. Центр проповеди радикализма Сулейман осел в Момбасе в тот период, когда этот прекрасный город-порт превращался в центр проповеди радикализма, сплетающего мировые события – израильско-палестинский конфликт, вторжение в Ирак, очевидную политико-экономическую маргинализацию мусульман в Кении – в убедительную историю о глобальном заговоре против мусульман.

Этот сюжет, растиражированный через DVD и видеоролики на YouTube, захватил воображение многих молодых мусульман, стремящихся найти объяснение своим бедам и лишениям, придать смысл этой невыносимой жизни. Радикальные мусульманские ученые строили новую мораль, в которой соседи становились врагами, а убийство невинных – доблестью.

Отец Сулеймана говорит, что ключевым моментом в процессе радикализации его сына стала проповедь шейха Абуда Рого (Aboud Rogo), убитого в 2012. Рого был харизматичным проповедником крайнего толка, который с помощью своего ораторского искусства был способен внушить толпе самый ядовитые подстрекательские идеи.

Почему же этот молодой человек поступил в экстремистскую организацию, взял в руки оружие, пошел против своей страны, был готов убивать мирных людей? Не стараясь преуменьшить личностные характеристики и роль таких факторов как повышенная индивидуальная восприимчивость к манипуляциям, учитывая неудачи Сулеймана, справедливо будет сказать, что топливом для роста насильственного экстремизма в Африке стали социально-экономические факторы.

Обособленность, отсутствие правосудия, слабое руководство, безработица, видимо, создают плодородную почву для насильственного экстремизма. Ведь это не просто совпадение, что боевиков снабжают новобранцами, в первую очередь, самые бедные регионы мира. Несомненно, насильственный экстремизм – это единственная величайшая угроза для неуклонного движения Африки к процветанию.

По данным Программы развития ООН, в последние пять лет были убиты более 33 000 африканцев, свыше 1,2 млн. стали беженцами в результате конфликтов, связанных с насильственным экстремизмом. Этот контекст почти полностью исключает возможность устойчивого развития, и быстро сводит на нет все прежние достижения африканских стран. Главный удар Под ударом насилия в Африке оказываются, прежде всего, беднейшие слои. Экстремисты действуют в общественных местах, таких как рынки, автобусные остановки, и людям приходится делать трудный выбор: с риском для себя идти на работу, чтобы обеспечить семье пропитание, или ставить семью на грань выживания.

Реакция международного сообщества на эту угрозу характеризуется, в основном, мерами по обеспечению безопасности, что практически не сокращает рост насильственного экстремизма, а иногда и обостряет проблему. Недавно Генсекретарь ООН Пан Ги-Мун объявил о начале реализации плана мер по предотвращению насильственного экстремизма, который содержит более 70 рекомендаций относительно действий на международном уровне, начиная с устранения первопричин экстремизма, заканчивая мерами безопасности, укреплением государственных институтов и соблюдением прав человека.

Даже на фоне роста целого «промышленного комплекса экспертов по терроризму», как выразился один журналист, мы не оставляем попытки понять, что приводит такое количество молодых людей в группы, подобные «аш-Шабаб» и «Боко-харам», и почему один ребенок в семье идет в боевики, а другие – нет. В конечном счете, уроки более чем десятилетнего противоборства с насильственным экстремизмом говорят, что пришло время нового мышления, если мы хотим удержать и обратить вспять экстремистский марш не только в Африке, но и во всем мире. Что оставил после себя Сулейман? Безутешную семью, опустошенную потерей сына и брата, и общество, расколотое страхом и подозрениями.

Когда движущие силы насильственного экстремизма становятся все многообразнее и сложнее и не поддаются простому анализу, история Сулеймана дает нам ключ к понимаю того, что толкает молодых людей к экстремизму, и что с этим можно сделать. Возможно, если бы Сулейман мог реализовать свои мечты о лучшей жизни для себя и своей семьи, он не искал бы смыслы в крайностях.