Иракская дилемма
Игнорирование социально-политических и религиозно-этнических проблем на Ближнем Востоке и в Северной Африке сделало такие кризисы неотвратимыми.
Кто об этом думал? На самом деле, многие. Мир - в особенности наш Западный мир - был настолько углублен в дискуссии о хорошем и плохом (по принципу черное/белое) в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, где мы часто видим/видели с наших точек зрения хорошее, плохое и уродливое в соответствии с самыми последними наработками теории, что мы традиционно не видели наиболее яркий факт изо всех. Политика часто находит свое наивысшее выражение в серых зонах, а не в определенностях или абстрактностях. И эти серые зоны также являются тем местом, где часто множатся человеческие беды.
Фактор ИГИЛ - поскольку мы обошли "Аль-Каиду" с ее позорными эксцессами - не является чем-то, что было создано в Тель-Афаре, Мосуле или даже в Фаллудже и Рамади. Фактор ИГИЛ вызревал с 2011 года, когда войска США были отведены почти со всей территории Ирака.
Но давайте обратимся к анналам истории. У меня нет сомнений в том, что расчленение Османской империи и последовавшее за ней колониальное правление в Ираке сыграли свою роль в том, что граждане Междуречья Тигра и Евфрата продолжали оставаться зависимыми от прихотей своих правителей и, через них, их иностранных кукловодов.
Также, сущей правдой является то, что "Операция Свобода" 2003 года и последовавшая за ней непродуманная дебаасизация (деинституционализация) Ирака привела к значительному усугублению ситуации. К этому добавились вывод американских войск в 2011 году и неуклюжую политику правительства Нури аль-Малики, стимулировавшие набор боевиков в ряды ИГИЛ.
"Парии в своей собственной стране"
Однако, по моему разумению, основанному, в значительной степени, на моем собственном знании страны, а также на мнении региональных аналитиков, есть две ключевые причины по которым ИГИЛ стало новым проявлением проблемы, инфильтрирующей многие общества в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, в которых существует безжалостная вертикаль власти.
Первая причина - это постоянное сектантство проявляемое премьер-министром Нури аль-Малики. Правда, шиитское большинство в Ираке переживало настоящие тяготы во время правления Саддама Хусейна, но это не дает им права поступать так же в отношении суннитов, которые сейчас чувствуют себя париями в своей собственной стране.
Будучи большой общиной, которая страдала от дискриминации и сегрегации, шииты не должны поступать в таком же духе. Но именно так и поступает нынешний премьер-министр, и в этом его поддерживает Иран, пытающийся консолидировать свое собственное геополитическое доминирование над целой страной.
В равной степени плохая реалия в Ираке - как и в более широком смысле в рамках всего региона Ближнего Востока и Северной Африки - это позорный провал попыток оздоровления экономики и повышения социальных стандартов, несмотря на то, что страна обладает одними из самых больших в мире запасов нефти. Многие иракцы до сих пор живут в условиях бедности и крайней нужды, а в сочетании с вездесущей коррупцией, негодованием и линиями раскола в обществе это до крайности повышает уровень протестных настроений. Враг моего врага с легкостью становится моим другом.
Если поместить все эти поражающие Ирак факторы в контекст социально-политических и религиозно-этнических проблем региона, и если принять во внимание, что соседние страны, вроде Сирии, Ливии, Египта и даже Йемена, также страдают от весьма похожих проблем, то становится очевидным, что пренебрежение реальностью настолько же помогает, как и прятанье страусом головы в песке. Но когда речь идет о страусах, то это, по крайней мере, инстинктивное действие, тогда как в нашем случае оно является более умышленным.
Так кто же больше всего страдает от последствий крушения многих государственных институций, нехваткой всеобъемлющего видения и террора, развязанного радикальными фанатиками?
Большинство обычных мужчин, женщин и детей, конечно же, которые заканчивают тем, что превращаются в беженцев сотнями тысяч и которые становятся добычей для разных стервятников, стремящихся к быстрой наживе на бедах общества, или еще хуже.
Если Ирак желает соскочить со спирали взаимного насилия, которая начинает снова кровоточить после кратковременного спада, наблюдавшегося несколько лет назад, то политики должны обеспечить национальное согласие в стране.
Но этого не может произойти, если все различные общины не будут поставлены в равные условия, если к ним не будет справедливого и всеобъемлющего подхода. Только тогда было бы возможно говорить об Ираке шиитов и суннитов, пребывающих в партнерских отношениях с курдами, равно как и с другими многочисленными "меньшинствами".
Метастазы насилия
В противном случае, то, что мы видели в Мосуле и в других местах будет не более, чем продолжением волн насилия, которые могут чрезвычайно усилиться и залить, волей-неволей, все регионы страны. В точности как раковые метастазы, так распространяется и насилие, и ни юг, ни север Ирака не будут застрахованы от роста радикализма, репрессий, сектантства и сопровождающегося человеческими жертвами насилия.
Тогда мы точно увидим разъединенную карту Ирака в трех цветах - при этом средняя часть страны будет страдать от эндемической нестабильности и усиления террора, атак самоубийц и еще большего беспорядка.
Но такой сценарий для Ирака также станет участью Сирии и других стран Ближнего Востока и Северной Африки, стоящих на грани неопределенности и надвигающегося коллапса. Ни одному правителю (и к сожалению, ими всегда оказываются мужчины, движимые собственным эго), который отваживается называть себя патриотом, не должно быть позволено вызывать такой хаос и уходить от юридической ответственности.
Хочу напомнить, что мы, в Европе, также несем определенную долю ответственности и виновности за эксцессы, которые совершались нами в прошлых столетиях - речь идет о нашей богатой истории колониализма, насилия, вопиющей несправедливости и религиозной нетолерантности. Поэтому, это не означает, что у меня есть право проповедовать другим. Скорее, я хотел бы акцентировать внимание на том, что сочетание двух неправд не дает на выходе одну правду. Иракцы, и весь регион Ближнего Востока и Северной Африки, заслуживают лучшего - свободы от порабощения политическими мошенниками и религиозными экстремистами.
И позвольте мне быть лично заинтересованным и достаточно беспристрастным. Мы в Европе так тяжело поработали над созданием наших дружественных институций в рамках ЕС, над тщательным развитием несовершенной культуры мира на континенте после Второй Мировой войны. Поэтому, нам действительно совсем не нужно, чтобы радикализм и насилие такого рода подбирались к нашим границам. Помимо всего, разве у нас мало собственных головных болей?
Гарри Хагопян