ИГИЛ переходит в контрнаступление

25 мая 2015 3258

Падение Рамади и Пальмиры показывает, что джихадисты все еще остаются при делах.

Месяцами иракцам говорили, что группировка "Исламское Государство" скоро будет разбита. В апреле Хайдар аль-Абади, премьер-министр, заявил, что он выиграл "психологическую битву" после того, как выбил джихадистов из Тикрита, родного города Саддама Хусейна. Жители Багдада слушали по радио в автомобилях популярные песни, глумящиеся над ИГИЛ. Но падение Рамади 15 мая омрачило такой оптимизм, люди на улицах снова исполнились плохих предчувствий. Территория, контролируемая ИГИЛ, находится недалеко, нефтеперерабатывающий завод и электростанция в Баджи, от которых зависит Багдад, остаются под угрозой. Пришедшие спустя пять дней новости о том, что ИГИЛ захватило Пальмиру, в Сирии, усилили тревогу.

Рамади, что примерно в 110 километрах (70 милях) к западу от Багдада, является столицей провинции Анбар, - самой большой провинции Ирака, это был последний подконтрольный правительству город в регионе с преимущественно суннитским населением. ИГИЛ занимало отдельные районы сильно растянутого города уже много месяцев, но сохранение контроля над правительственными зданиями было ключевой частью планов по отвоеванию провинции. В этот раз, иракская армия сражалась не лучше, чем тогда, когда бежала из Мосула, второго по величине города страны, в июне прошлого года, снова были оставлены большие запасы оружия и амуниции. Волна атак смертников обрушилась на защитников Рамади и обратила их в бегство.

Спустя почти год после начала осуществляемых под предводительством США бомбардировок и поддерживаемых Ираном наземных операций, группировка ИГИЛ все еще остается не сокрушенной. Она отступала, утратила часть территории, уступив ее курдам и Багдадскому правительству с его ополченцами. Она пережила гибель некоторых своих командиров, включая заместителя лидера, в результате американских бомбежек. Воздушные налеты повредили нефтедобывающую инфраструктуру, которая ей подконтрольна, что резко сократило доходы группировки.

Но ИГИЛ все еще продолжает привлекать местных и иностранных боевиков. Применение ею такого метода, как подрыв смертниками 15-тонных грузовиков со взрывчаткой около укреплений, делает тщетными попытки по удержанию линий обороны. Группировка снова продвигается в Анбаре, сердце иракских суннитских племен, а поэтому плодородном грунте для ИГИЛ, получающей большую часть поддержки от суннитов, боящихся маргинализации руководимым шиитами правительством в Багдаде. Группировка также добивается успехов в Сирии, 20 мая ее отряды штурмовали Пальмиру. Существуют опасения, что боевики разрушат это место, относящееся к сокровищнице человечества, - город римской эпохи, как это уже случилось с другими доисламскими древностями.

Легко обвинять аль-Абади в сдаче Рамади. Но проблемы правительства намного больше, чем выбор премьер-министра. Иракская армия - это бумажный тигр, командиры раздувают ее ряды солдатами-привидениями и требуют повышения зарплат, но они бегут в случае опасности. Преимущественно шииты, рядовые солдаты следуют их примеру, напуганные угрозой пленения безжалостным противником, который рассматривает их как еретиков. После захвата Тикрита в июне прошлого года, боевики ИГИЛ казнили 1500 солдат в Кэмп-Спейшере.

Будучи неспособным защититься собственными силами, аль-Абади обратился к "Хашид аш-Шаби", - "дружинам народных ополченцев", им удалось в июне прошлого года предотвратить захват боевиками ИГИЛ Багдада. Это конгломерат из примерно 40 группировок ополченцев, почти все они шииты, и многие из них поддерживаются Ираном. За прошлый год, они отбросили ИГИЛ от иранской границы и очистили пояс около Багдада. Теперь они готовятся, вместе с иракской армией, начать контрнаступление на Рамади. Но "Хашид аш-Шаби" могут оказаться палкой о двух концах. Если шиитские ополченцы проиграют, они ослабят защиту Багдада. А если выиграют, они могут попытаться взять правительство под свой контроль. В любом случае, их размещение в населенных суннитами регионах угрожает спровоцировать новую межконфессиональную борьбу.

В противовес, американцы и суннитские соседи Ирака призвали аль-Абади вооружить суннитские племена, правда пока почти ничего не сделано в этом направлении. Они взывают к опыту "Суннитского Пробуждения" 2006 - 2007, когда американские командиры снаряжали, тренировали и вооружали племена в провинции Анбар и, за семь месяцев, выбили предшественника ИГИЛ, "Аль-Каиду в Ираке", из провинции. Но этот трюк будет трудно повторить. 13 главных племен провинции являются разобщенными и слабыми.

Озабоченные соседние государства наблюдают за ситуацией, но мало чем помогают. Иордания помогает американцам тренировать малое количество суннитов, но хочет, чтобы иракское правительство платило за это. Саудовская Аравия занята войной в Йемене. Америка продолжает тренировать суннитских солдат на базе Айн аль-Асад, что в глубине провинции Анбар, но проволочки с их отправкой на фронт приветствовались шиитскими ополченцами, которые очевидно надеются на то, что шиитские подразделения смогут преуспеть там, где иракская армия и силы коалиции потерпели неудачу. Отправка большего количества американских солдат, помимо нескольких тысяч советников и тренеров, для наземных операций, угрожает тем, что США снова окажутся втянутыми в наземную войну.

Теперь, лидеры ИГИЛ, кажется, сосредоточились на достижении тактических целей, консолидируя свои позиции в преимущественно суннитских провинциях Ирака и выигрывая битву, несмотря на страх и противодействие правительства, за сердца и умы местных жителей. Несмотря на обезглавливания, администраторы боевиков получают аплодисменты за эффективное управление, чистые улицы и своевременную выплату зарплат. Они частично восстановили электроснабжение Мосула, отремонтировали гостиницу и открыли дворцы Саддама Хусейна для прогулок по выходным. Погрязшая в долгах Иордания надеется, что ИГИЛ может усмотреть выгоду в том, что держать границу открытой для торговли и даже признает накладные, издаваемые боевиками для импорта товаров, в качестве обязательных к оплате бумаг.

Опасность состоит в том, что "халифат ИГ" становится постоянной составляющей в регионе. Границы изменятся в грядущие месяцы. Но курды управляются самостоятельно на северо-востоке, а шииты - на юге, иракцы сомневаются в том, что правительство сможет выбить боевиков ИГИЛ из суннитских территорий на северо-западе страны. "Разделение уже стало реальностью", - вздыхают суннитские политики в изгнании. "Его осталось только нанести на карту".