Для удовольствия президента: репрессии после выборов в Джибути
Люк Литгоу
Оппозиция в Джибути начала протесты против правительства, обвинив его в подтасовке результатов выборов. Правительство ответило мощными репрессиями.
22 февраля в Джибути состоялись знаковые выборы. Впервые с 2003 года, выборы в парламент страны проходили в духе активной конкуренции, и впервые с момента получения страной независимости, оппозиционные кандидаты прошли в Национальную Ассамблею.
Однако, несмотря на это, официальное объявление о том, что Союз за Президентское Большинство президента Омара Исмаила Гуэлле получило 43 места из 65 мест в парламенте послужило поводом для обвинений в нечестной игре.
Оппозиция, возглавляемая коалицией партий, известной под названием "Союз за Национальную Безопасность", настаивает, что кажущаяся популярность Гуэлле на выборах очень сильно контрастирует с его "популярностью" на улицах - с учетом того, что простые граждане Джибути все больше страдают от бедности и низкого уровня жизненных стандартов, сбоев в экономике и повсеместных нарушений прав человека - оппозиция организовала протесты против того, что они рассматривают как нечестные выборы.
Правительство ответило репрессиями. С момента объявления оспариваемых результатов выборов, сотни граждан в Джибути были задержаны - включая руководящих лидеров оппозиции - по крайней мере шестеро протестующих были убиты.
Обманчивая свобода Гуэлле
Февральские выборы рассматривались оппозицией в качестве шага в правильном направлении. Не вызывающая доверия победа Президентского Большинства в 2003 году - когда кандидаты пропрезидентские получили все 65 мест, благодаря фальсификациям и уловкам - спровоцировала бойкой политического процесса оппозицией, что в свою очередь легко позволило партии Гуэлле одержать победу в 2008 году.
В 2013 году оппозиции пообещали провести честные выборы на конкурентной основе и первые признаки были положительными. За две недели до дня выборов, оппозиция получила номинально неограниченную политическую платформу. Значимые лидеры оппозиции, такие, как Дахер Мохамед Фарах, даже вернулись в Джибути после многих лет изгнания. Более того, коалиция "Союз за Национальную Безопасность", впервые предстала как всеобъемлющая (и подающая надежды на выборах) оппозиция Президентскому Большинству. "После 10 лет бойкота этим выборам суждено проверить снова готовность правительства принять демократию", - объяснил пребывающий в Великобритании лидер коалиции Махди Ибрахим Год.
Когда объявили, что Президентское Большинство выиграло 61,47% голосов, оппозиция была возмущена. Она раскритиковала правительство за объявление результатов слишком поспешных, а также выдвинула обвинения в подбрасывании пачек бюллетеней в урны и в двойном голосовании. "У нас около 800 000 человек населения. Таким образом, система знает каждого, и то, кто как голосует", - говорит Год Think Africa Press. "Они использовали полицию, и в последние часы голосования они силой меняли содержимое всех урн". Народные протесты разразились по всей небольшой стране и с тех пор не прекращаются.
В противовес атмосфере относительной открытости перед выборами, демонстранты подверглись применению против них силы. По крайней мере, шестеро погибло и сотни были задержаны. В одном случае, семьи задержанных - включая женщин и детей - мариновались в течении 72 часов, когда они пытались получить доступ к своим задержанным близким. Среди заключенных и такие выдающиеся лидеры оппозиции, как шейх Башир Абдурахим и два члена Исламского Движения за Демократию и Свободу. Беспрецедентная атака на исламских деятелей только подогрела гнев людей, увеличила поддержку оппозиции и послужила поводом для протеста 1 марта.
Наряду с применением силы, президент призвал оппозицию обращаться со своими жалобами в суды, и прекратить усилия по "созданию условий для гражданской войны в стране". Он также указал на то факт, что за ходом выборов наблюдало более 60 независимых наблюдателей, и что Африканский Союз признал выборы "полностью прозрачными", и прошедшими без того, чтобы "были замечены запугивания или подбрасывание бюллетеней в урны".
Однако, оппозиция уже разочаровалась в возможностях легальных каналов, которые, как Конституционный Совет, подконтрольны президенту.
Джибути и Запад
Говоря о постоянных сообщениях о репрессиях, многие сокрушаются, что независимые СМИ Запада проявляют очень мало интереса к Джибути. Джибути может быть страной, о которой мало что знают на Западе, но Западные политики уделяют маленькой стране слишком большое внимание в связи с ее стратегическим месторасположением на Африканском Роге, - для них страна стала стратегической базой - в частности, для борьбы с пиратами и с боевиками "аш-Шабаб" в Сомали. Понятно, особенно принимая во внимание стоящий у него самого на пороге кризис, что Запад обращался с Джибути, просто как с деталью в своем арсенале - это военная база, площадка для взлета дронов, или же место встречи региональных дипломатов - чем как с достойным своих прав партнером. Более того, расположенные в Джибути бараки Лагеря Порт-Лемонье являются единственной военной базой США на Африканском континенте.
"Они думают только о своем собственном интересе",- говорит Мохаммед, член диаспоры Джибути в Великобритании, относительно международного сообщества. "В стране есть американская, французская и японская базы, но местные люди не извлекают из этого выгоды".
Западные партнеры Джибути оказывают помощь в таких сферах, как образование, здравоохранение и снабжение пищей. Например, Американское Агентство Содействия Международному Развитию пообещало выделить более 30 миллионов долларов, тогда как Европейская Комиссия потратила 41 миллион евро (52 миллиона долларов США) для оказания помощи Джибути с 2008 года. Но проблема, согласно пониманию многих граждан Джибути, заключается в тех каналах, посредством которых получается помощь: в частности, речь идет о самом президенте Гуэлле.
"Деньгами страны распоряжается элита, - президент и его окружение", - говорит Ахмад Джахари, ведущий член комитета поддержки оппозиционной коалиции в Великобритании. "Он находится при делах с 1997 года, и с тех пор не было никаких изменений", - добавляет Мохаммед. "Молодые люди получают образование, но когда они достигают возраста, в котором нужно получать работу, то ничего не находят".
Диаспора и демонстрации
Посредством проведения скоординированных кампаний в Западных столицах, диаспора Джибути надеется получить официальное признание от международного сообщества и побудить Западные правительства оказать давление на Гуэлле. "Мы просим США, Францию и Великобританию перестать финансировать диктаторские режимы в Африке", - заявил один из демонстрантов в Лондоне. Проведение этих демонстраций все-таки привлекло такое важное для членов диаспоры внимание, сообщается, что ее лидеры уже провели некоторые переговоры на низком уровне с Западными правительствами.
В противовес этому, после месяцев репрессий, обезглавленная народная оппозиция в самом Джибути начинает сбавлять обороты. "Многие наши лидеры находятся в тюрьме, и они там уже последние несколько месяцев. Некоторые получили двух или трех годичные сроки заключения", - объясняет Мохаммед.
Пребывая вне пределов досягаемости сил безопасности Гуэлле, все более координируя свои действия, диаспора надеется оказать давление на режим и побудить к действиям международное сообщество. Послание, которое Мохаммед хотел бы донести до иностранных правительств, откровенное и простое: "Вы не можете просто приехать в Джибути, поговорить с президентом и уехать", - говорит он, - "Вам нужно осмотреться вокруг и узнать чего хочет народ, работать с общественностью там". Но с таким сильно укорененным президентом и в связи с сильной заинтересованностью международного сообщества в стабильности в Джибути, самые массовые протесты под эгидой оппозиционной коалиции могут попросту не услышать.
Источник: Thinkafricapress
Перевод с английского: Юрий Косенко