Дипломатический мост между Оманом и Сирией
Недавний визит Министра иностранных дел Сирии Валида Муаллем (Walid Moallem) в Оман сигнализирует о повышенном интересе Дамаска в переговорах и к концу четырехлетней гражданской войны.
Муаллем встретился со своим коллегой Юсуфом бин Алави (Yusuf bin Alawi) в оманском городе Маскате 6 августа, чтобы обсудить «конструктивные усилия», направленные на прекращение сирийского кризиса. Государственное информационное агентство Сирии сообщило, что два дипломата «договорились продолжать сотрудничество для достижения общих целей своих народов и правительств».
В 2011 году лидер Омана Султан Кабус бен Саид (Sultan Qaboos bin Said) провел переговоры с иранскими и американскими дипломатами, которые заложили основу для ядерного соглашения в прошлом месяце. Поскольку шесть мировых держав и Тегеран подписали соглашение, повысился интерес к урегулированию сирийского кризиса и совместной работе по противодействию ИГИЛу.
Сирийский кризис начался как народное восстание против самодержавного режима в Дамаске, но конфликт быстро перешел на религиозную почву. Практически все жертвы режима — сунниты и религиозные меньшинства страны - поддерживают президента Сирии Башара аль-Асада (Bashar al-Assad). Оман не является центром ни суннитов, ни шиитов, и не становится на чью-либо сторону в этом конфликте. В октябре 2012 года Алави заявил, что роль Омана в конфликте в Сирии будет ограничена обеспечением гуманитарной помощи.
Не было неожиданностью, что первый за четыре года визит Муаллем в Союз стран Персидского залива будет именно в Оман, ведь страна пребывает в хороших отношениях с основным региональным союзником Сирии, Ираном. Оман поддерживал дипломатические отношения с Дамаском на протяжении сирийского кризиса (несмотря на голосование за исключение Сирии из Лиги арабских государств в ноябре 2011 года) и позиционирует себя как наиболее заслуживающая доверия страна залива для противоположных сторон сирийского кризиса.
Оману придется решать извечный вопрос о будущем Асада в Сирии. В то время как западные державы и Саудовская Аравия призывают исключить сирийского Президента из любого политического перехода, Россия, Китай и Иран потребовали, чтобы сирийский народ сам призвал к этому. Чтобы помочь сирийскому народу жить в стране без ИГИЛа, Маскату придется работать с множеством вооруженных и невооруженных групп в Сирии, рассмотреть роль Асада в будущем переходном правительстве.
Задача Омана убедить США, Турцию, Саудовскую Аравию и Катар, с одной стороны, и Россию, Китай и Иран с другой, оказать поддержку в той же мирной инициативе — независимо от того, какая будет роль Асада в политическом переходе. Успех Омана в Сирии во многом будет зависеть от готовности стран пожертвовать своими интересами ради продвижения всемирного интереса в разгроме ИГИЛа.
Важно отметить, что всего несколько лет назад военные игры Вашингтона и Тегерана в Персидском заливе заставили многих аналитиков понервничать из-за потенциальной войны в результате ядерной программы Ирана. Тем не менее, дипломатические инициативы Омана сыграли ключевую роль в предотвращении этой войны.
Изменчивая геополитическая ситуация на Ближнем Востоке представляет возможность для различных сторон урегулировать конфликт между Асадом и его противниками. Оман решил играть скрытую и очень влиятельную роль в этом процессе.