Чего стоит жизнь непальского рабочего в Катаре?

24 октября 2013 3693

Работа при температуре 50 градусов в тени, без питья и часто на пустой желудок. Жизнь в трущобах, кишащих тараканами и крысами. А паспорт при этом конфискован работодателем и нет права изменить место работы или покинуть  страну без его разрешения.

Его звали Ганеш Бишвакарма. Ему было шестнадцать лет и он, как и 43 других его соотечественника, погиб прошлым летом на строительной площадке будущего городского центра Лузай в Катаре (в среднем, каждый день на этой стройке погибал один человек). Согласно газете TheGuardian, которая занималась изучением обстоятельств жизни азиатских мигрантов, работающих в эмирате, Ганеш перенес сердечный приступ, как и другие рабочие, ставшие жертвами из-за того, что были вынуждены работать при чрезвычайно высоких температурах. Изобличения британского ежедневного издания обошли весь мир и возбудили полемику и споры относительно того, стоит ли проводить Всемирный Чемпионат по футболу в 2022 году в Катаре.

Если говорить правду, для тех, кто интересуется этим регионом, такая информация не стала неожиданностью. В странах Персидского залива иностранная рабочая сила, главным образом состоящая из выходцев с Индостана, имеет мало прав а международное сообщество каждый раз возмущается при очередной скандальной ситуации, хотя такое положение дел длится уже сорок лет. Ганеш Бишвакарама залез в долги у ростовщика для того, чтобы оставить свою деревню и уехать работать в Катар. Подобно тысячам других мигрантов, он стал жертвой агентств по "трудоустройству", чей бизнес заключается в том, чтобы вербовать рабочую силу для стран Персидского залива, а для этого они всячески приукрашивают действительность, дабы завлечь людей. Увы, на протяжении двух месяцев, которые прошли с момента его приезда до гибели, он видел совсем иную реальность.

Работа при температуре 50 градусов в тени, без питья и часто на пустой желудок. Жизнь в трущобах, кишащих тараканами и крысами. А паспорт при этом конфискован работодателем и нет права изменить место работы или покинуть  страну без его разрешения. Ему пришлось ждать несколько недель прежде, чем ему выдали зарплату, и тут он обнаружил, что она оказалась меньше той, о которой говорил вербовщик, или же она была уменьшена по причине надуманных предлогов. Парень жил со страхом быть депортированным и вернуться домой с пустыми карманами и опозорить свою семью, которая многим пожертвовала для осуществления этой поездки. Его не раз избивали начальники, иногда и коллеги, а он не мог себя защитить и не имел возможности жаловаться. Подобные люди не имеют права на забастовку для защиты своих интересов.

Им приходилось жить в нечистотах и грязи, работая на стройке красивых и роскошных зданий. Такова жизнь сотен тысяч людей, подобных Ганешу Бишвакарме, они подвергаются ни чему иному, как принудительному труду, который является современной формой рабства, которая регулярно осуждается международными организациями и правозащитниками.

Защитники Катара, а их немало, быстры в проведении параллелей с ситуацией на стройках в Европе или в других местах. Это правда, что любой экономический подъем имеет свои темные стороны. Франция "славных тридцатых годов" переживала рост своей силы, и наряду с этим отмечался рост бидонвилей. Да еще и сегодня, достаточно побывать на стройке в Париже или в его окрестностях для того, чтобы понять, что ситуация далека от совершенства.

Нанятые нелегально рабочие, плохие условия безопасности, трудно определимые ставки: все это заслуживает того, чтобы с ним боролись и изобличали. Но нет ничего сравнимого с теми унижениями, которым подвергаются азиатские мигранты в странах Персидского залива. Ведь там нет ни профсоюзов, могущих оказать давление на работодателей и субподрядчиков (первые, как всегда, делают вид, что ничего не знают, и все перекладывают на вторых), ни гражданского общества. Там также невозможна интеграция (мигрантов в общество), нет права на воссоединение семей, у них нет и социальных или гражданских прав.

Выдвигаясь в кандидаты на проведение Всемирного Чемпионата по футболу в 2022 году, Катар явно недооценил тот факт, что будет фактически невозможно скрыть некоторые стороны неприглядной действительности от любопытных глаз в виду наплыва иностранцев. Уже, Международная Организация Профсоюзов (МОП) предупредила, что гигантский объем работ по подготовке к этому мероприятию (они еще не начались) - только объем инвестиций оценивается в 150 - 200 миллиардов долларов - может привести к четырем тысячам смертей на стройках, эта оценка основывается на данных о смертности на строительных работах в Катаре. С одной стороны четыре тысячи несчастных, приехавших из далека для того, чтобы своим трудом вытащить из нищеты свои семьи, с другой стороны - 150 миллиардов долларов... Мы сталкиваемся с тем, что в расчет будут приниматься глобальные интересы. Чего стоят четыре тысячи "непальцев, бенгальцев, индийцев или пакистанцев" по сравнению с "миллиардами долларов"? Газета TheGuardianразослала различным катарским чиновникам анкеты с вопросами, один из вопросов касался причин значительного количества смертей непальских рабочих от сердечных приступов в летнее время. В Дохе ответили: "Этот вопрос было бы более уместно задать представителям компетентных органов здравоохранения Непала". Без комментариев...

В последние недели футбольный мир выражал обеспокоенность теми пагубными эффектами, которые могут оказать сильная жара и высокая влажность на участников Чемпионата 2022 года. Обсуждения привели к разногласиям в Международной Федерации Футбола (ФИФА) относительно сдвига времени соревнования (которое всегда приходится на летний период в Северном полушарии) на зиму 2021 или 2022. С другой стороны, несмотря на остроту ситуации, положение иностранных рабочих только начинает обсуждаться. Катар уже пообещал приложить усилия и не жалеть сил для улучшения ситуации не только на словах, но и на деле. Следует сказать, что нынешние трудности страны вызывают вящую радость у легионов консультантов в сфере общественных отношений (пиарщиков).

Также, необходимо признать наличие (неравноправных) постановлений о питании и о билетах на нефть (или на газ) в эмирате. Критика в адрес Катара для (местных) известных деятелей искусств и науки, независимых исследователей, как мы уже объяснили, рассматривается в качестве антиарабского расизма. Что более естественно для них. Привыкшие к жизни в великолепных дворцах Дохи, они никогда не удосуживались пойти и посмотреть на то, как живут такие, как Ганеш Бишвакарма, которые таскают все свое имущество в паре чемоданов и обитают в трущобах...

Акрам Белькаид

Источник:Oumma