Ближневосточный стратегический альянс: пришло время окончательного оформления

16 ноября 2018 317

В последнее время усилия администрации Президента США Дональда Трампа и его ближайших союзников в Ближневосточном регионе — Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Египта и других — серьёзно интенсифицировались в деле создания масштабного военно-политического объекта, носящего официальное название «Ближневосточный стратегический альянс» (MESA) и неофициальное — «Арабское НАТО».

Эти подвижки были обусловлены несколькими причинами. Главной среди них, по нашему мнению, является переход США к очередной фазе противостояния с Ираном, в том числе включению на всю мощность комплекса санкций в финансовой и энергетической сферах. В таких условиях Вашингтону нужно добиться военно-политического объединения своих арабских союзников в один мощный блок под единым командованием. Это позволит США продемонстрировать Тегерану, что у последнего нет иного выхода, кроме как фактически капитулировать, что предусматривает отказ его от проведения на Ближнем Востоке нынешней экспансионистской политики, в первую очередь вывод своих войск из Сирии, прекращение поддержки таких проиранских группировок, как Хезболла, ХАМАС и других, свертывание программы баллистических ракет и т. п.

По оценке Совета национальной безопасности США, будущий блок рассматривается как «оплот против иранской агрессии, терроризма, экстремизма, который принесёт стабильность на Ближний Восток».  В состав Ближневосточного стратегического альянса планируется принять 8 арабских стран — Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Иорданию. В перспективе рассматривается и присоединение Марокко.

О завершении подготовки концепции такого блока Белый дом объявил еще в июле этого года. В начале октября госсекретарь США Майк Помпео встретился с министрами иностранных дел Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейна, Иордании, Омана и Катара, где обсуждалось продвижение создания антииранского военно-политического альянса. В январе 2019 года запланировано проведение учредительного саммита.

Ноябрь этого года ознаменовался новыми аспектами в реализации этой цели. 13 ноября на встрече с журналистами Министр обороны США Джеймс Мэттис объявил о своей решительной поддержке подобного блока и о том, что Вашингтон остается в работе с партнерами в регионе по превращению концепции в реальность.

Практически одновременно с американскими высокопоставленными лицами в поддержку ускорения создания «Арабского НАТО» выступило и руководство ведущих арабских стран. Так, Министр иностранных дел Объединенных Арабских Эмиратов Анвар Гаргаш в своей речи на стратегическом форуме в Абу-Даби, организованном Эмиратским центром политики, подчеркнул необходимость модернизации арабской коалиции перед лицом угроз в регионе: «Критически важно, что Саудовская Аравия и Египет играют ведущую роль в безопасности региона и его позитивном развитии. Эта стабильность очень важна для будущего всего региона, поэтому мы приветствуем предложение о создании Ближневосточного стратегического альянса, что позволит странам с современной повесткой дня тесно работать с Соединенными Штатами». Он также подчеркнул, что Совет сотрудничества арабских государств Залива должен стать важной частью этого альянса.

О поддержке в создании блока объявил и Генеральный секретарь Совета сотрудничества арабских государств Залива Абдуллатыф бин Рашид Заяни. Во время своей вступительной речи на 27-й арабско-американской конференции политиков он обратил внимание на то, что Иран дестабилизирует регион, разжигает экстремистские религиозные взгляды и предпринимает попытки экспорта своей революции, что угрожает соседним странам и противоречит международному праву. Он добавил, что будущее видение Ближнего Востока и Северной Африки определяется реалиями тех вызовов, которые имеются в регионе. Успешно противостоять этим вызовам страны региона могут только через объединение на основе достижения безопасности, стабильности и мира.

Важным этапом на пути создания Ближневосточного стратегического альянса стали и крупномасштабные военные учения на египетской территории воинских подразделений Египта, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта, Бахрейна и Иордании на суше, в воздухе и на море. В них также принимали участие наблюдатели из Ливана и Марокко.

Как сами учения, так и проблемы, связанные с созданием альянса, активно обсуждаются в арабской прессе и экспертной среде. Так, журналист М. Хабуша считает, что эти учения, получившие название «Арабский щит 1», являются своеобразным тестом на успех будущего «Арабского НАТО». Он обращает внимание на необходимости изучения их опыта и потенциала будущего альянса для решения ряда конфликтов в регионе, в том числе коллапса в военной организации в таких странах, как Сирия, Ирак, Ливия и Йемен. «Страны, задействованные в учениях, показывают возможность использования их военных возможностей в противостоянии существующим угрозам, — пишет он. — К примеру, Египет, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты могут обеспечивать защиту Красного моря от нападений хуситских боевиков, а все страны региона нуждаются в том, чтобы противостоять Ирану и терроризму».

Политический аналитик А. аль-Синнави видит проблему «Арабского НАТО» в том, что в него должны войти страны, имеющие дипломатические отношения с Израилем (Египет и Иордания) и не имеющие таких отношений — страны Залива. «Создание альянса предусматривает постепенную нормализацию отношений с Израилем всех стран, входящих в него», — отмечает он, подчеркивая, что это приведёт к разительному изменению в регионе. А. аль-Синнави также добавляет, что другой проблемой альянса станет то, что как Израиль, так и арабы будут иметь общего врага — Иран, и это, по его мнению, подорвет палестинскую проблему как центральную для всего арабского мира.

Ряд западных аналитиков в качестве главного препятствия в деле создания «Арабского НАТО» называют продолжающийся катарский кризис. Однако, нам представляется, что именно интенсивная работа по созданию Ближневосточного стратегического альянса поможет найти взаимоприемлемую формулу решения этой фактически искусственной проблемы. Его решения требуют нынешние объективные обстоятельства, которые чётко засвидетельствовали, что создание нового военно-политического альянса арабских государств назрело и требует своего окончательного оформления.

Вячеслав Швед