Алжир: выборы усугубят политическую стагнацию
Когда госсекретарь США Джон Керри посетит Алжир в ближайшие дни, то он обнаружит, что страна разделяется из-за президентских выборов, в которых участвует и старый действующий президент Абдель-Азиз Бутефлика, - он стремится пойти на четвертый срок, несмотря на проблемы со здоровьем.
Президент заявил, что он достаточно здоров для того, чтобы управлять страной. Он также пообещал провести реформы если будет избран и пообещал сделать богатую нефтью и газом страну более демократической посредством внесения поправок в конституцию. Но обе крупнейшие легальные исламистские партии страны, Общественное Движение за Мир и либеральная партия Собрание за Культуру и Демократию, заявили, что будут бойкотировать назначенные на 17 апреля выборы.
Марина Оттавэй, старший научный сотрудник центра Вильсона в Вашингтоне, говорит, что реальные политические реформы вряд ли будут проведены в скором времени.
"Вы имеете дело с очень старым, больным президентом, который неспособен начать динамический процесс реформирования, кроме того, нет реальной конкуренции, потому что Бутефлика обладает поддержкой сил безопасности и имеет хорошие связи с военными, а именно эти силы обладают реальной властью", - говорит Оттавэй.
Бутефлика, который будет бороться за четвертый пятилетний срок, полагается на своего премьер-министра в плане ведения кампании, после того как сердечный приступ приковал 77-летнего президента к инвалидному креслу, - он едва способен разговаривать.
Хотя в выборах участвуют еще пятеро кандидатов, Бутефлика является бесспорным фаворитом, он обладает поддержкой административного ресурса государства. Он собрал четыре миллиона подписей в поддержку своей кандидатуры на этих выборах.
"С такой управляемой народной поддержкой, президентские выборы 17 апреля уже почти выиграны заранее", - говорит Оттавэй.
Безопасный выбор?
Сторонники Бутефлики рассматривают его переизбрание в качестве гарантии стабильности. Они доверяют ему, поскольку он вывел Алжир из состояния гражданской войны в 1990-х годах, которая унесла жизни, как оценивается, 200 000 алжирцев.
Происходят и спорадические протесты против баллотирования Бутефлики на четвертый срок, но мощное и повсеместное присутствие силовиков упреждает нарастание любых массовых протестов.
Анвар Хаддам, бывший член алжирского парламента от запрещенного Фронта Исламского Спасения, который возглавляет оппозиционную группу в изгнании, Алжирское Движение за Свободу и Социальную Справедливость, говорит, что несмотря на то, что Бутефлика является несомненным фаворитом, есть пространство для политического маневра во время выборов 17 апреля.
"В отличие от того, что происходило на предыдущих выборах, когда армия и силы безопасности поддерживали одного и того же кандидата, на этот раз одна сила поддерживает Бутефлику, а другая - его главного соперника, бывшего премьер-министра Али Бенфлиса. Бенфлис начал свою кампанию также с обещания создания более демократического государства и новой конституции, согласно которой парламент получит реальную власть, а судебная система станет независимой", - говорит он.
Однако, Хаддам говорит, что Бенфлис принадлежит к той же престарелой элите Фронта Национального Освобождения (ФНО), которая десятилетиями манипулировала политической жизнью, он уже проигрывал предыдущие выборы Бутефлике в 2004 году.
Исламистская партия, Общественное Движение за Мир, и либеральная партия Собрание за Культуру и Демократию, которые бойкотируют выборы, пообещали провести конференцию перед выборами на тему политического перехода Алжира.
Хаддам говорит, что в Алжире уже давно должны были состояться политические дебаты относительно того, каким путем идет страна.
"Алжирцы, представители всех слоев общества, соглашаются с тем, что необходим реальный переход к демократии, а не просто очередные выборы", - говорит он.
Хаддам говорит, что несмотря на явную политическую стагнацию происходят серьезные дискуссии между оппозицией и элементами в армии и службах безопасности относительно того, как составить демократическую, всеобъемлющую конституцию, которая обозначила бы пределы роли военных и определила бы переход к демократии.
Он говорит, что ключом к реформам является армия. Но он утверждает, что прежде, чем в Алжире произойдут какие-либо политические реформы, лидеры должны будут определить новую роль армии.
С точки зрения оппозиции, мы верим, что реальная власть находится в руках армии, поэтому естественно полагать, что она может сыграть важную роль в поддержке постепенного перехода к демократии, который требует изменения природы военно-гражданских отношений", - говорит он.
Хаддам выражает уверенность в том, что ключ к реформам заключается в подчинении армии гражданской власти и надзору с ее стороны.
Сценарий после выборов
На фоне того, что аналитики говорят о переизбрании Бутефлики, вырисовывается несколько сценариев для Алжира после выборов.
Постоянно муссируется спекуляция относительно того, что престарелый Бутефлика оставит власть прежде, чем закончится его очередной пятилетний срок, и власть возьмет в свои руки вице-президент. Но этот сценарий потребует дополнения к конституции, предусматривающего учреждения должностей для одного или двух вице-президентов, а на это потребуется время, что вызовет еще большую политическую стагнацию.
Марина Оттавэй говорит, что есть всеобщее ощущение того, что реальные политические изменения в Алжире начнутся только после того, как Бутефлика уйдет с должности, или же умрет.
"Его уход будет концом эры наследия, основанной на лидерах алжирской войны за независимость и переходом власти к новому поколению, чье наследие - это устремленность в будущее", - говорит она.
Оттавэй говорит, что всеобщее сопротивление изменениям со стороны поколения Бутефлики блокирует усилия по оживлению экономики, которая в значительной степени остается под контролем государства - как предостерегает Оттавэй, в Алжире возможны вспышки протестов, наподобие Арабской весны, если реформы не начнутся в скором времени.
"В стране примерно 70% населения - это люди младше 30 лет, высокий уровень безработицы превышает 20% и без реальных реформ, которые открыли бы политическое пространство, Алжир может столкнуться с очень сильным народным восстанием, как это происходило в соседних странах", - говорит Оттавэй.
Мохаммед Эльшиннави