Алжир: признать неудачу, прежде чем подняться
DRS против государственного аппарата, Сайдани против генерала Медьена, Тоуфик против Саида... На протяжении нескольких недель Алжир, кажется, охватило народно-политическое безумие или, выражаясь точнее, популистско-политическое. Как это видно по прессе, по подаче материалов, начались взаимные обвинения в безнравственности и это питает гнилую атмосферу в национальном контексте, а также - в региональном, хотя и не так определенно. За рубежом, ряд обозревателей обобщают происходящее посредством бинарного анализа и активности в СМИ: с одной стороны президентская клика, с другой - DRS (Département du Renseignement et de la Sécurité - алжирская спецслужба, Департамент Разведки и Безопасности). Это может быть так. Несомненно это так. На самом деле, об этом заботится обозреватель. Можно простить его доступ к этой тривиальности, но он дурачит сам себя. Одно или другое... или господин, или госпожа... Правда, самое главное, заключается в том, что мы сейчас сталкиваемся с чрезвычайно сложной структурной ситуацией, которая имеет жизненно важное значение для будущего страны. И проблема, опять таки, по своей главной сути, заключается в том, что те, которые претендуют на руководящие роли в руководстве страной, ведя эту грязную склоку, более напоминают участников драки босяков в районе, когда элементарное благоразумие повелевает не становиться на чью-либо сторону.
В хорошо управляемой стране (по определению, мы не будем использовать термин "нормально"), в которой функционируют государственные институты и политический класс играет свою роль, перспектива проведения президентских выборов должна была бы стать поводом для общественной дискуссии о месте государства (в жизни граждан) и о способах решения назревших проблем. Но мы должны применить объективный подход к оценке Алжира, без неуместного шовинизма и без отрыва от реальности, хотя это может ранить наше самолюбие и нашу гордость, которые формировались на протяжении десятилетий напыщенности и националистического дискурса.
Даже когда они яростно критикуют систему, многие алжирцы отказываются признать, что их страна находится в состоянии провала. Они по-прежнему хотят верить, что ее положение является завидным и вызывает зависть у соседей, ближних и дальних. Данный текст не претендует на подачу полного обзора страны за пятьдесят лет с момента обретения независимости, но автор предлагает следующее: Алжир находится в состоянии провала, если не на краю гибели. Можно рассказывать любые истории, какие только угодно, можно заставить замолчать тех, кто извне пытается преподавать уроки (этот обозреватель, в действительности, один). Но действительность такова, какой она есть: в то время, когда весь мир движется, и особенная динамика наблюдается на юге, Алжир стоит на месте. Он отстает в сфере инфраструктуры, в сфере развития экономики, индустрии, исследований и инноваций, оптимизации управления финансами в долгосрочной перспективе, когда закончится эпоха экспорта нефти, формирования своего человеческого капитала и, в общих чертах, эффективного функционирования надежности своих институций. Запишите это. Скажите. Это не предательство своей страны. Это не ненависть. Напротив, это призыв к осознанию проблем, которое необходимо для того, чтобы с ними справиться. Из глубокого кризиса нельзя выйти посредством отрицания его существования. Разговоры о былом величии и фантазии о нем не заменяют собой возможные решения, часто очень сложные. Алжиру настоятельно необходимы положительные реформы (термин "структурные" теперь тоже не в почете, из-за политики МВФ и Всемирного Банка). Алжир нуждается в национальной дискуссии, основанной на идее о том, что слишком многое в государстве пошло не так и должно быть исправлено. Алжир нуждается в перераспределении полномочий, чтобы алжирский гражданин был не нейтральным элементом (в математическом смысле слова), а ответственным и преданным гражданином.
Несколько дней тому назад, национальная пресса сообщила слова чиновника, который сказал, что Алжир становится крупным финансовым центром... Это именно тот вид иллюзии, который заставляет нас жить в искусственной обстановке, в искаженной реальности вроде той, которая изображена в знаменитой кинематографической трилогии "Матрица", как отметил мой коллега К. Селим. Установка, при которой виртуальная реальность накладывается на людей, кои даже не осознают сами себя. Алжир - крупный финансовый центр... Тщетные мечтания... И это в стране, где практически нигде нельзя заплатить чеком. Где миллиарды динаров переходят из рук в руки и никогда не утилизируются, или говоря языком техники и санитарии одновременно, никогда не стерилизуются. Где торговые компании должны преодолевать невероятные трудности для финансирования своих операций и осуществления внешней торговли. Как мы смеем тогда говорить о финансовом центре? Дубай, Куала-Лумпур, а также, Лагос, Аккра или Йоханнесбург и даже Касабланка - это реальные развивающиеся финансовые рынки. Мы же остаемся далеко позади. Это не имеет значения, если мы решим, что время остановилось. Те, кто занимался спортом, и те, которые учились в университетах, знают, что нельзя, пропустив семестр, тянуть резину и полагать, что в конечном счете, не прилагая значительных усилий, получится опередить тех, кто учился или занимался спортом не пропуская занятий.
В этих строках, уже не раз было сделано предсказание, которое нужно повторить еще раз: время поджимает. У Алжира скоро не будет лишних средств для того, чтобы куражиться и импровизировать, как это было на протяжении трех последних десятилетий. Если не будет сделан рывок для того, чтобы алжирцы жили в открытой политической системе, уважающей права человека, то новая катастрофа окажется не за горами. Она будет страшнее чем в 1990-е годы. Те, которые сейчас управляют страной, президент и его окружение, DRS, ФНО и другие круги, более или менее определенные, не могут этого игнорировать. Пришло для них время действовать по уму и признать, наконец, что положение дел изменилось. Конечно, если они не предпочитают действовать по принципу "после нас хоть потоп".
Акрам Белькаид