Алжир – игрок в Мали, который остался в тени
Юрий Косенко (историк, переводчик, востоковед, африканист, журналист)
Мировые СМИ регулярно публикуют материалы относительно кризиса в Мали, пишут о роли тех или иных сил в его развитии и попытках решения. Однако, бросается в глаза то, что практически во всех подобных публикациях выпадает освещение роли одного важного игрока, который, таким образом, остается в тени. Этот игрок – Алжир. Именно алжирские специалисты обнаружили нефть возле Тауденни, в Мали. Алжирская компания-гигант СОНАТРА вложила 60 миллионов евро в пробное бурение, в 2013 году должна была начаться промышленная добыча нефти.
Кроме того, в прессу просачиваются сведения о том, что алжирские спецслужбы иногда манипулируют экстремистами. Конечно, подробная и полностью достоверная информация обо всем этом отсутствует. Однако, мы подадим некоторые установленные факты, которые заставляют задуматься о неоднозначной роли Алжира в событиях в Мали…
Алжир – это огромное и богатое ресурсами государство на Севере Африки. Со времен войны за независимость значительный вес в жизни страны стали приобретать социалистические тенденции, которые только укрепились после обретения независимости в 1962 году.
До 1990-х годов Алжир дружил с Советским Союзом и внедрял у себя многие советские аналоги в сферах экономики и общественной жизни. Государственный сектор экономики включал в себя все самые крупные предприятия. Соответственно, такой путь развития создавал предпосылки для авторитарного стиля правления. Однако, власти Алжира не пошли на разрыв с религией, и в конституции страны Ислам был объявлен государственной религией, а также всегда играл значительную роль в жизни алжирцев…
С 1991 по 1999 годы в стране шла гражданская война, которая была вызвана тем, что исламисты победили в первом туре выборов и уверенно могли победить во втором, а власти решили этого не допустить и отменили второй тур, - на некоторое время в стране установился военный режим.
С 1999 года и по сегодняшний день президентом Алжира является Абдель-Азиз Бутефлика, который до этого долгое время был министром иностранных дел. Согласно международным оценкам, его режим является авторитарным, а в экономике, по-прежнему, огромный вес имеют государственные компании.
Во время начальных событий Арабской весны в Алжире также проходили протесты. Однако, правительство смогло устоять, причем без особого применения силы.
Причины этого кроются в том, что за последние 15 лет власти страны смогли интенсифицировать экономическую жизнь и добиться некоторых социальных улучшений. Имея некоторые ресурсы, во время протестов власти смогли, фактически, подкупить протестующих и погасить протесты.
Единственным подлинным очагом сопротивления, еще с 2001 года, остается горная область Кабилия, населенная берберами. Об этом мало говорят, но центральные власти слабо контролируют этот регион, в котором восстание удалось подавить, но эпизодически происходят вспышки недовольства…
На крайнем юге алжирской Сахары, как это явствует из эпизодических терактов и захватов заложников, действуют мелкие группы экстремистов, тогда как основные их массы перебрались в соседние государства или же вернулись к мирной (иногда только для виду) жизни, воспользовавшись амнистией, которую в свое время объявило правительство.
Также следует отметить, что, по крайней мере, в отдельных случаях, алжирские спецслужбы манипулируют экстремистами. Об этом открыто говорят некоторые аналитики, в частности, Кадер Абдель-Рахман…
Также, следует акцентировать внимание на том, что основой ВВП Алжира является добыча нефти и газа, - эти продукты составляют 95% алжирского экспорта. Главными торговыми партнерами страны являются США, Франция, Китай, Испания и Германия.
Все попытки диверсификации экономики, на данный момент, дали слабый результат. Нефтегазовая отрасль находится в полном ведении полностью государственной компании-гиганта СОНАТРА (SONATRACH), которая, в каком-то смысле, является аналогом российского Газпрома и Роснефти в одном лице.
Эта компания является 11-й по величине в мире энергетической компанией, которая ежегодно получает миллиарды выручки. СОНАТРА работает и в Тунисе, и в Ливии, пытается проникнуть и в другие регионы…
Что касается Мали, то алжирская компания СОНАТРА еще с 2007 года начала проводить на территории этой страны поисковые работы. В результате, была найдена нефть около Тауденни, на севере страны. СОНАТРА потратила около 60 миллионов евро на поисковые работы и пробное бурение, которое завершилось успешно.
В 2013 году должна была начаться промышленная добыча нефти в Тауденни, с этой целью было создано дочернее предприятие СИПЕКС (SIPEX). Однако, события в регионе внесли коррективы в эти планы.
Некоторые факты заставляют думать, что не все так просто с ролью Алжира в последних событиях в Мали. Например, французский аналитик Этьен Дарлес говорит, что Алжир ловко использует влияние своих спецслужб на группировки радикалов с целью создания угрозы своим южным границам, что, в свою очередь, можно использовать как повод для военного вмешательства и, заодно, лишний раз подчеркнуть перед США свою незаменимость в качестве борца с терроризмом в регионе.
Когда-то Алжир воевал с Марокко за ничтожный клочок нефтеносной земли, вступал в прямые конфликты с другими соседями, вел открыто свои игры в Западной Сахаре.
Теперь, когда (благодаря притоку нефтедолларов) у страны есть реальные ресурсы, Алжир действует более тонко и завуалировано, используя опыт гражданской войны и знание региона, - ведь значительную часть территории самого Алжира составляет пустыня Сахара.
В отличие от европейцев и американцев, алжирские солдаты и структуры имеют большое преимущество в этом регионе, которое заключается в знании местности, и в умении жить и работать в таких экстремальных условиях.
Еще одним примечательным фактом является то, что после провозглашения независимости Азавада Алжир принимал на своей территории его деятелей и пытался вести с ними какие-то переговоры.
Во многом благодаря позиции Алжира так долго откладывалась военная операция в Мали и сохранялся статус-кво. Буквально за считанные дни до начала военной операции президент Франции Олланд посетил Алжир. Сразу после этого последовало наступление радикалов-исламистов на юге Мали и захват заложников в самом Алжире, в Ин Аменасе, и молниеносно началась военная операция.
Скорее всего, это объясняется тем, что в ходе визита Олланда были достигнуты определенные договоренности и Алжир получил гарантии соблюдения своих интересов в регионе. Дальнейшее развитие событий прояснит его подлинную роль в этих событиях. Однозначно, она не так мала, как могло казаться изначально…