Алжир: граница закрыта, контрабанда процветает

31 августа 2013 3214

В городах, расположенных вдоль закрытой границы между Алжиром и Марокко, контрабанда топлива, потребительских товаров и людей часто является семейным бизнесом.

Однако, несмотря на проблемы для безопасности обеих стран, нелегальная торговля - это проблема, которую сложно решить.

"Борьба с контрабандой при помощи имеющихся в наличии у каждой страны средств, при отсутствии общей региональной политики, стала почти невозможной", - говорит активист из Уджды Хасан Аммари.

Четверть алжирского топлива оказывается в руках контрабандистов и продается за рубежом. Доходы помогают финансировать сети трафика наркотиков и террористов, - заявил в прошлом месяце алжирский министр внутренних дел Дахо Ульд Каблия, объясняя свой план уменьшения размеров потерь посредством рационализации поставок.

Введя ограничения поставок (топлива) для алжирских водителей частного и коммерческого транспорта, власти предприняли более жесткие меры по пресечению трафика посредством рытья траншей на главных дорогах, использующихся контрабандистами для поставок топлива в Марокко.

Эти меры оказались катастрофическими для пограничных районов королевства. Цены за перевозку взлетели в космос, тогда как марокканские села, которые использовали дешевое алжирское топливо для питания электрогенераторов и водяных насосов, оказались погруженными в темноту.

"Прекращения поставок топлива из Алжира в Марокко привело к серьезному недовольству, стрессу и социальным трениям", - говорит Аммари.

"Здесь все используют контрабандное топливо, за исключением некоторых правительственных учреждений. Это привело к банкротству или закрытию большинства заправок в городах региона", - добавил активист.

Контрабанда является главным источником доходов для некоторых пограничных деревень, - показывает недавнее исследование, проведенное Торговой Палатой Уджды. В Бани Драр, около 20 километров от Уджды, каждый день стоят в очереди грузовики с разных марокканских городов, дабы купить дешевое алжирское топливо.

Бензин - это не единственное, что пересекает границу. Большим спросом также пользуются готовые продукты питания и медикаменты из Алжира, а в обратном направлении идут свежие фрукты, овощи, одежда и обувь.

Продавцов и покупателей с обеих сторон не останавливает трудность пути.

"Что поразило меня за последние несколько недель, - это то, что остальная нелегальная трансграничная деятельность не остановилась, несмотря на алжирские траншеи", - сказал агентству Magharebia бизнесмен из Уджды Омар Баккуш. "Контрабандная торговля сигаретами и продуктами питания продолжается. Пересечение границы людьми, являющееся незаконным, поскольку граница официально закрыта, также продолжается".

А согласно Дриссу Седрави, правозащитнику из Кенитры, необходимо перейти от сосредоточенности на финансовом воздействии трафика к намного большей угрозе.

"Это правда, что контрабандные товары оказывают на рынок разрушительное воздействие, но мы не должны забывать, что пограничные районы являются убежищем для террористов, повстанцев, бандитов и международных наркодилеров. Интересы всех этих групп тесно переплетены", - сказал Седрави Magharebia.

Деньги, вырученные от "контрабанды наркотиков могут быть перенаправлены на финансирование терроризма и вооруженных движений", - отмечает активист из Кенитры.

"Все отчеты подтверждают, что террористы в регионе, особенно "Аль-Каида в Странах Исламского Магриба", вовлечены в уголовную деятельность, контрабанду и торговлю наркотиками, грабежи и похищения людей для пополнения своих ресурсов", - говорит Седрави.

Борьба с контрабандой не может быть отделена от борьбы с терроризмом, - добавил он.

В последние годы, в Марокко установились связи между сетями контрабандистов и террористическими группировками. Был случай в 2011 году, когда одного марокканца заметили в связи с террористами около Уджды, что у алжирско-марокканской границы.

Он был задержан после возвращения из Алжира, а оттуда он вернулся по каналам, используемым контрабандистами.

И хотя Марокко проявляет озабоченность относительно того, что на национальную территорию через каналы нелегальной миграции могут проникать экстремисты из Аль-Каиды, "Ансар аш-Шариа", "Боко Харам" (Нигерия), "аш-Шаббаб" (Сомали) и других группировок, проблема остается.

Согласно директору Марокканского Центра Стратегических Исследований Мохаммеду Бенхамму, проблема заключается в том, что "тысячи семей живут торговлей и деятельностью, связанными с контрабандой из Алжира, - речь идет о транспортировке, хранении и распространении".

"Мы также не должны упускать из виду главарей контрабандного дела, которым улыбнулась удача и которые смогли обрести значительное влияние", - говорит он, отмечая, что они могут использовать деньги "в политических целях, посредством покупки голосов избирателей и манипуляции результатами выборов".

"Все это, несомненно, является большой угрозой для политического будущего страны, ставит под угрозу участь демократии и развивает зависимость от незаконности", - добавил Бенхамму.

Глава Ассоциации Большого Рифа по Защите Прав Человека, штаб-квартира которой находится в Надоре, Саид Шрамти, соглашается с директором МИСИ, отмечая, что "тонны топлива и товаров не переправлялись бы контрабандой через границу между Алжиром и Марокко, если бы не соучастие некоторых коррумпированных элементов армии и погранохраны, наживающих, в результате этого, значительные состояния.

От трафика наркотиков и топлива и до угрозы проникновения террористов, - пограничные проблемы накапливались десятилетиями, они все более вопиют о необходимости большего сотрудничества между Алжиром и Марокко.

Хасан Мриджи, генеральный секретарь Средиземноморского Союза Транспорта и Труда, со штаб-квартирой в Надоре, говорит, что меры по борьбе с контрабандой должны приниматься в рамках всеобъемлющей политики, основанной на консультациях между двумя странами-соседями.

"Правительства Марокко и Алжира должны сочетать меры по борьбе с контрабандой с мерами по смягчению их воздействия на местное население", - сказал он Magharebia.

Новые проекты развития в регионе, предполагает он, могли бы "обеспечить поддержку для безработной молодежи и семей, которые зависят от контрабанды, они могли бы стать новым источником их жизнеобеспечения".

Мавасси Лахсен

Источник: AllAfrica