Что будет с мандеями Ирака?
Сабианские мандеи, в отличие от других религиозных меньшинств в Ираке, в парламент и советы провинций выбирают членов в пределах своих сообществ. На руководящие должности в иракских государственных учреждениях их назначают Генеральная Ассамблея, Духовный совет и Совет по общим вопросам. Затем имя кандидата представляют избирательной комиссии, парламенту или президенту.
С помощью такого демократического механизма мандеи попытались предотвратить доминирование или использование меньшинств в своих интересах крупными политическими течениями. Тем не менее, время от времени партии используют влияние, чтобы назначить своих сторонников. Конечно, мандеи считают это ущемлением их прав.
Al-Monitor взял интервью у Нади Магхамис (Nadia Maghamiss) из Совета помощи христианам, езидам и мандейским религиям, назначенную премьер-министром исполняющей обязанности гендиректора по делам сабианских мандеев.
Как вы можете описать тот факт, что женщина из общины меньшинства была назначена на этот пост? Одобрение Вашей кандидатуры считается беспрецедентным событием в сообществе?
− Сабианское мандейское сообщество никогда не назначало женщину на важную должность в государственных учреждениях. Я ценю большую ответственность, которая возложена на меня. Мне удалось убедить всех, что я справлюсь со своими обязанностями.
У вас есть замечания по поводу представления общины сабианских мандеев в госучреждениях?
− Сектантство, система квот, большое количество политических партий и распределение должностей сделали наших представителей неэффективными. Место мандеев в парламенте Ирака может быть отнято шиитскими или курдскими политическими партиями.
Представители мандеев в Совете действительно борются за их интересы?
− Совет помощи христианам, езидам и мандейским религиям − это небольшое государственное учреждение, которое заботится об интересах трёх религиозных общин, признанных Конституцией. В нём семь генеральных директоров, два вице-президента и один президент. До сих пор мы не получили одобрение Кабмина на эти должности, хотя больше года прошло с тех пор, как заявление было представлено на утверждение. Это означает, что бороться за пост президента Совета − не наше право из-за немногочисленности по сравнению с христианами и езидами.
Что входит в Ваши обязанности?
− Я предоставляю инжиниринговые консультационные услуги, возглавила Комитет христианских, езидских и мандейских женщин, Высший комитет по улучшению положения женщин, Высший комитет по распространению грамотности, я также ответственна за принятие важных решений Совета.
Как исполняющая обязанности генерального директора Совета, занимаюсь объектами недвижимости, архитектурными проектами: строительством мандейских культовых мест, кладбищ, гостевых домов, школ и других здания в Багдаде и провинциях.
Я также веду переговоры с представителями других религий, участвую в совещаниях, конференциях и фестивалях, а также наношу визиты и принимаю посещения религиозных деятелей, органов власти и дипломатических органов, чтобы удовлетворить потребности приверженцев трёх религий Совета.
Какие препятствия мешают вашей работе?
− Мы страдаем от недостатка финансовых средств. Как мы можем представить нашу религию иракцам и всему миру без производства художественных и документальных фильмов? СМИ не способствуют популяризации нашей религии. Мы стали почти неизвестной религией.
Мандеи не в состоянии напечатать свои священные писания. Мандейской священнослужители являются самыми бедными клириками среди религиозных сект Ирака. Они не получают зарплату от правительства, как в случае мусульманских духовных лиц, которые отвечают за надзор мечетей и советов.
Считаете ли вы, что мандеев дискриминируют на официальном уровне?
− Мандеи жалуются на дискриминацию в отношении строительства мест выполнения своих ритуалов. Строительство требует хлопотных административных мер и предварительных согласований. Есть также жалобы на запрет инвестиций в строительство. Мусульманским организациям разрешают инвестировать в проекты, строить стоянки для автомобилей, гостиницы, детские площадки, а мандеям запрещено строить гостевые дома, даже религиозные школы или дома для духовенства. Мандеи также не могут инвестировать в проекты, представляющие общественный интерес, такие, как строительство больницы, например.
Что вы хотите предложить женщинам религиозных меньшинств?
− Моя задача − помогать женщинам трёх религий, поскольку они являются наиболее уязвимым сегментом. Порабощение женщин езидов боевиками ИГИЛ является катастрофой, и всё же мы не в силах освободить их. Комитет по положению женщин занимается выкупами пленниц и предлагает убежище выжившим. Еще раз подчеркну, что недостаток финансовых средств мешает нам действовать.
В свете вышеизложенного, вы практически не в состоянии помочь женщинам из религиозных меньшинств в целом, и езидским женщинам, освобожденным от ИГИЛ, в частности?
− Проблемы с финансированием и последующие запреты на инвестирование не будут препятствовать нашей работе. Мы прилагает все возможные усилия. У нас не было другого выбора, кроме принятия соответствующих мер. Например, Совет установил в списке приоритетов строительство лагеря для женщин-езидов, которые пережили порабощения ИГИЛ, а также перемещенных женщин-езидов со своими детьми. Лагерь был построен в Шейхане возле храма езидов.
Стоимость проекта составила 2,3 миллиона долларов. Мы надеемся получить ассигнования от иракского правительства, чтобы оплатить финансовые взносы подрядчика. Вместе с подрядчиком мы установили лимит времени, чтобы закончить проект через 3-5 месяцев. Это лучшее, что мы можем сделать в нынешних условиях.
Саад Салум (Saad Salloum)