Муктада Садр — новый культ личности в Ираке

14 апреля 2016 1290

В феврале шиитский проповедник Муктада Садр возглавил демонстрацию на центральной площади Багдада, в очередной раз требуя реформ от правительства Хейдара аль Абади.

Способность Садра мобилизовать на протест около 100 тысяч демонстрантов показывает его способность возродить собственный культ еще раз, так же как это было в 2003 после американского вторжения и свержения Хуссейна.

 

Становление

В 2003 политические перспективы у него были довольно хрупкие, учитывая что за плечами молодой Садр имел только репутацию своего отца и проповеднический запал.

Его отец. Мухаммад Садик Садр — известный шиитский клерик, стоявший в оппозиции к Хуссейну, был убит в 1999 спецслужбами. Сам Муктада долго скрывался, объявившись в Наджафе в 2003 после прихода в страну американцев. Пришлось найти способ, как использовать репутацию отца, при этом маневрируя в новых политических условиях оккупационной администрации.

В годы американской оккупации шиитская община Ирака фактически разделилась на два течения — в одном руководил Муктада Садр, в другом командовал иранец Али Систани. Муктада Садр фактически пожинал плоды дейтельности отца — он унаследовал целую сеть, охватывающую шиитские бедные слои городского населения, с концентрацией в столице. Не исключено, что при этом садристскую сеть контролировал не сам довольно молодой Муктада, а «регенты».

 

Садр и политика протеста

13 лет спустя наблюдаем выход Садра из тени.

Причем он пытается демонстрировать собственное видение и отличную от Тегерана позицию (что весьма необычно, учитывая, что после выхода американских войск из Ирака, здесь всем заправляют смотрящие из Ирана).

Теперь Садр выработал свою позицию относительно Али Систани, относительно Ирана, относительно шиитских военизированных дружин и относительно самого иракского правительства. В далеком 2003 Садр направлял свое шиитское движение в рамки иракского национализма, антиамериканской направленности.

В 2004 он даже выразил солидарность с суннитскими повстанцами, осаждаемыми армией США в городе Фаллуджа, в отличие от массы шиитских фракций, поддержавших американскую администрацию.

В 2013 Садр пытался позиционировать себя в качестве лидера протестного движения, охватившего тогда Ирак в рамках общей «Арабской Весны». Очевидно намерение публично игнорировать конфессиональные расхождения между иракскими суннитами и шиитами.

В ходе суннитских протестов в провинции Анбар в 2013 против правительства Нури аль Малики, Садр выразил солидарность с демонстрантами. В этом Садр вновь бросил вызов своим шиитским единоверцам, да и самому Нури аль Малики — тоже шииту.

Даже если намерения Садра были искренними, суннитам 2013 нелегко было поверить в его поддержку, учитывая, что военизированные бригады Садра совершили целый ряд сектантских расправ в период 2006–2008.
Вероятно стратегически для Садра позиция солидарности с суннитами в 2013 стала попыткой очистить имидж именно от кровопролития минувших лет. Именно форма массовых демонстраций была позаимствована Садром из 2013 для выхода на сцену в 2015.

Но если в 2013 протесты проходили в анбаре, то в августе 2015 это были уже столица, Басра и ряд шиитских городов — Наджаф, Кербела, Хилла. Протестовали в 2015 против коррупции и отключений электроенергии. Вышеупомнутый Али Систани произнес проповедь, призывая Абади бороться с коррупицей. И вот через несколько месяцев, в 2016, теперь уже Садр ведет волну, оказывая давление на иракского Премьера, требуя реформ.

 

Политико-религиозная модель Садра

Садр активно развивает собственную модель политического поведения — он, как и Систани хочет влиять на политику, не занимая при этом правительственное кресло. Но при этом Садр становится ближе к толпе (Систани общается с толпой напрямую редко, обращаясь в основном в форме проповедей и религиозных деклараций). Очевидно Садр продолжает поиски модели политического поведения. Военизированный опыт был не совсем удачным.

В свои ранние годы Садр организовал шиитские бригады Джейш аль Махди (Армия Махди), служившую основой его влияния. Джейш аль Махди проводила столкновения с американцами, но была разбита в ходе совместных усилий американцев и правительственной армии Нури аль Малики в Басре и районах Багдада в 2008.

После этого Садр преобразовал остатки Джейш аль Махди в «Мирные Бригады» и отошел от вооруженной борьбы. Несогласные члены Джейш аль Махди раскололись на несколько шиитских военизированных группировок, подсевших на финансовую помощь из Ирана.

Так, садровские бригады стали лишь одними из многих и утратили былое влияние.

Одними из отколовшихся от Садра стали Асаиб Агль аль Хак (Asaib Ahl al-Haq) — их члены сейчас воюют в Сирии на стороне Асада (точнее за иранские деньги). В самом Ираке же зафиксированы их столкновения с бывшими коллегами — «Мирными Бригадами» Садра.

Т. о., последние политические маневры Садра демонстрируют все более гибридную модель — это уже не только религиозная сеть, политпартия или дружины, но комбинация всего перечисленного.

Муктада сегодня помимо прочего идеологически возглавляет Блок Ахрар — парламентскую коалицию, печатную и телевизионную медиа-империю, ряд неправительственных общественных организаций.

До отца ему еще далеко, но он уже прошел путь от относительной безвестности в 2003 до лидера новой широкоформатной шиитской суб-культурысегодняшнего Ирака.

Ибрагим аль Мараши (Ibrahim Al-Marashi)