Причины провала Братьев-мусульман, - в представлении некоторых Западных интеллектуалов

16 сентября 2013 2157

Предлагаемая вниманию читателей статья является крайне тенденциозной, предвзятой и фрагментарной. Тем не менее, она представляет собой очевидный интерес, поскольку отображает точку зрения многих Западных интеллектуалов на процессы происходящие в Исламском мире. Автор назвал свою статью "Причины провала Братьев-мусульман", но как раз глубокий разбор причин их провала и отсутствует в этой статье, которая более напоминает памфлет в защиту секуляризма, чем аналитическую работу. А что касается вывода автора, то пример Малайзии и Турции красноречиво говорит о том, что он заблуждается. Даже между событиями в Египте и Тунисе есть большая разница, которую автор намеренно не замечает. На его совести остается и утверждение, что Хасан аль-Банна восхищался личностью Ленина. Общеизвестное выражение гласит "Образ мыслей определяет действия". Эта статья помогает лучше понять образ мыслей некоторых интеллектуалов и чиновников в странах Запада и объяснить для себя логику их действий, - Редакция.

Прежде чем основать в 1928 году организацию "Братья-мусульмане", Хасан аль-Банна тщательно изучил идеологические модели, доминировавшие в ту эпоху. Египетский преподаватель из Исмаилии был очарован успехом большевизма и личностью Ленина. До момента убийства агентом полиции короля Фарука в 1949 году, "Наставник" преуспел в построении организации, не уступавшей коммунистической партии. Во-первых, Братство отстаивает идеологическую цель, столь же ясную, как и "диктатура пролетариата" для достижения "бесклассового общества" большевиков: упразднение государственных границ в пользу мусульманской уммы для восстановления "счастливой безмятежности" Ислама, которая была во времена первых халифов. Во-вторых, Братство имеет иерархию и железную организационную дисциплину, ни в чем не уступающую "демократическому централизму" коммунистов. На верху находится Наставник и Руководящее Бюро, которые являются эквивалентными генеральному секретариату и Политбюро центрального комитета коммунистической партии. В-третьих, Братья принимают в свои ряды тайно и избирательно: нужно ждать, чтобы пришел соответствующий запрос, собственной инициативы человека не достаточно для того, чтобы вступить в организацию.

В 1917 году большевики оказались в состоянии захватить власть в России, благодаря исключительным обстоятельствам; затем, тщательно скрывая свои тоталитарные устремления, им удалось ее удержать. В 2012 году, используя Арабскую весну, которую никто не ожидал, египетские Братья смогли взойти на вершину исполнительной власти, но они оказались полностью неспособными замаскировать свои стремления к гегемонии и были отвергнуты населением. Первая годовщина прихода к власти президента Мохаммеда Мурси, 30 июня 2013 года, обозначилась гигантскими манифестациями, происходившими по всему Египту, протестующие требовали его отставки. 3 июля 2013 года армия - которую он имел неосторожность унизить на пятом месяце своего пребывания на должности - вмешалась. Братья организовали свои протестные акции, которые так и не смогли привлечь такие толпы, как протесты против Мурси.

По началу, исторический рывок Братьев-мусульман застал американцев врасплох. Едва Америка убедила себя, что Братья-мусульмане, исламисты, но сторонники капитализма, были лучшим решением для арабо-мусульманского мира, едва Вашингтон убедил своих союзников на Ближнем Востоке в том, что необходимо поддерживать Братьев, суннитов, в противовес шиитской оси во главе с Ираном, как эта модель начала рушиться самым опасным образом, сначала в Тунисе, затем в Турции, и наконец в Египте.

Медленное продвижение к власти

В арабо-мусульманском мире, политические образования, родственные Братьям-мусульманам, начали появляться в 30-е годы под одним очень простым лозунгом: "Ислам - это решение!" Применяя такой подход, они успешно боролись с режимами националистическими, социалистическими и светскими со времен деколонизации. Что касается национализма, то арабские государства оказались неспособными одержать даже малейшую военную победу над Израилем, который всегда рассматривался в качестве главного врага. Что касается социализма, то авторитарные режимы разрушали старую "буржуазную" экономику, но оказались неспособными возвести на ее месте новую, которая была бы хоть сколько-нибудь эффективной. А что касается светских режимов, то всевластные президенты не преуспели в том, чтобы отделить религию от политики, потому что неспособность власти обеспечить свободы, для множества граждан стала причиной того, что они все больше находили утешение в религии.

С момента своего основания изобличителем западной морали, унаследованной от британцев, Хасаном аль-Банна, Братство не прекращало совершенствовать эффективность своего противостояния местным режимам. Оно было вынуждено уйти в подполье во времена диктатуры Насера, оно стало закаленной организацией. Представая в качестве сынов Ислама, для которых честность и умеренность являются ведущими характеристиками, Братья обретали все большую популярность в государстве, пребывающая у власти элита которого все больше и больше погрязала в коррупции. В частности, с 1980-х годов социальные вопросы, заброшенные министерствами, такие как оказание поддержки вдовам и сиротам в самых бедных кварталах, оказались в фокусе внимания Братьев, которые стали использовать для этого средства от закята, обязательной выплаты, являющейся одним из пяти столпов Ислама.

Честность и благотворительность смогли утвердить веру в то, что Братья-мусульмане - это истинные слуги Доброго Бога. Совершенно естественно выглядит поэтому их обращение к сфере политики и провозглашение ими лозунга: "Ислам - это решение!", и население, слабо образованное и очень религиозное, имело склонность этому верить. Как набожные люди могут делать плохие вещи? В Тунисе и в Египте, после свержения президентов, Братья-мусульмане одержали победу на выборах по двум причинам: они единственные были хорошо организованными и их моральный кредит доверия не был нарушен.

Катастрофическое управление общественными делами

Почему в Египте потребовалось так мало времени для того, чтобы на улицы вышли гневные толпы, еще большие, чем во время свержения Хосни Мубарака? В сфере экономики были проявлены полная некомпетентность и игнорирование реалий современного мира - добавленной стоимости, платежного баланса, скорости обращения денег, и т.д. Без овладения этими понятиями, у правительства было мало шансов создать стабильную экономическую среду, способную привлечь предпринимателей и производить достаток.

В сфере политики Братья-мусульмане не пожелали в полной мере сохранить приверженность демократии. Она не сводится к поверхностным проявлениям, но включает в себя и понятие правового государства. В своей "конституционной декларации" от 21 ноября 2012 года - которая обозначила начало его конца - экс-президент Египта Мохаммед Мурси не просто присвоил себе всю законодательную власть; он хотел установить весь возможный контроль над судебной системой своими декретами. Мохаммед Мурси назначил более 30 000 членов Братства на ответственные должности в министерствах и госучреждениях. Они характеризовались своей некомпетентностью и нетерпимостью в вопросах морали, они позорили курильщиков в кулуарах, но не прилагали усилий для должного изучения документов.

Ислам в общественной сфере

Спустя несколько дней после убийства боевиком-исламистом деятеля левого движения Шукри Бельида - которое повлекло за собой выход на улицы разгневанных толп в Тунисе 8 февраля 2013 - тунисский философ Юсеф Сиддик объяснил автору этих строк, с присущим ему легендарным чувством юмора, разницу между хорошим мусульманином и братом-мусульманином. "Хорошего мусульманина больше всего заботят его отношения с Богом. А брат-мусульманин одержим заботой об отношениях с Богом своего соседа!" В Тунисе, в Турции и в Египте, население все менее и менее толерантно относится к фарисейству Братьев, к их маниакальному желанию повсеместно внедрить свое архаическое видение того, каким должно быть мусульманское общество.

Что дает их правление? Итогом правления исламистов в государствах на протяжении тридцати лет (Пакистан, Иран, Судан) или на протяжении одного года (Тунис, Египет) является беспорядок во всех отношениях. Что касается монархий Персидского залива, то они функционируют хорошо, в значительной степени, благодаря поддержке Америки. Правление от имени Бога - это иллюзия. Существует только правительство от имени людей. Запад верен своему принципу разделения религии и политики, который выражен знаменитыми словами: "Отдайте кесарю кесарево".

Исторический провал Братьев в Египте приводит к мысли, что мусульманский мир не познает гармонического политического и экономического развития до тех пор, пока не откажется от иллюзии "правления от имени Бога" и пока не ограничит Ислам сферой частной жизни.

Рено Жэрар, репортер-международник газеты "Figaro" и эссеист

Источник: Questions Internationnales, №63, сентябрь- октябрь2013